Первая исповедь

Правила форума здесь. Их незнание не освобождает от ответственности!
Сусанна
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 469
Зарегистрирован: 22 апр 2008, 22:06
Откуда: Киев

Сообщение Сусанна »

 
Почему не получится? Во-первых, некоторая степень расскаяния у вас уже есть:
Анн-а писал(а):Я никогда не была на исповеди, но знаю что в моей жизни есть много поступков и помыслов, о которых я жалею и кажется что если вернуть все назад я бы не совершала их.
Ведь целью покаяния являются не эмоции, не только жаление о прошлом, но и, обязательно, твердое решение никогда больше не совершать поступков, в которых обличает совесть. По крайней мере, решимость изо всех своих сил стараться не совершать их больше. Без этой решимости покаяние бессмысленно.
А, во-вторых, никогда не знаешь, какие чувства на тебя нахлынут перед аналоем. Идешь в церковь, кажется, так, по мелочам нагрешила, сейчас быстренько исповедуюсь и все. А приступаешь к Таинству - и Господь открывает тебе весь ужас сделанных тобой "мелочей", и "быстренько" не получается, потому что слово из себя выдавить не можешь.
Диагностика отношений в сожительстве
twinirina
Участник
Участник
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 июн 2008, 16:04
Откуда: Москва

Сообщение twinirina »

 
а что же делать если уже и не 40, а ни разу не исповедался? Страшновато.
bagira
Активный участник
Активный участник
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 22 апр 2008, 14:05

Сообщение bagira »

 
А чего именно боитесь?:)
Страшнее прожить жизнь и ни разу не покаяться
twinirina
Участник
Участник
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 июн 2008, 16:04
Откуда: Москва

Сообщение twinirina »

 
Когда точно знаешь чего боишься, то с этим можно что-то делать. А у меня пока какое-то болото. Думаю я. Читаю и думаю.
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
twinirina писал(а):а что же делать если уже и не 40, а ни разу не исповедался? Страшновато.
А умирать в таком состоянии совести разве не страшнее?
twinirina
Участник
Участник
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 июн 2008, 16:04
Откуда: Москва

Сообщение twinirina »

 
off оборот ."состояние совести" очень понравилось

Но отноешние к вере и совесть - мне кажется это разное.
И еще . мы что-то делаем или не делаем не только потому , что боимся Божьего назакания, или что это запрещено. Наши поступки определяются нашим воспитанием и нашими убеждениями. А вот когда понимаешь, что что-то сделал какое-то время назад плохо и больше никогда такого не хочешь допускать. Понимаешь, что жизнь в Вере - это единственное возможное для тебя, тогда наверно и стоит идти в храм вообще и на исповедь в частности. Наверняка я где-то не права, но .... пока вот поэтому и думаю. где же я делаю ошибку.
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
twinirina писал(а):off оборот ."состояние совести" очень понравилось

Но отноешние к вере и совесть - мне кажется это разное.
Очень примитивно говоря, исповедь - это очистка совести.
Еще говорят, что совесть - это голос Бога в нашей душе.

А что касается ошибок, их у Вас будет много, пока Вы не найдете возможности узнать какие-то основные вещи. Например, на сайте www.ioann.ru
twinirina
Участник
Участник
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 июн 2008, 16:04
Откуда: Москва

Сообщение twinirina »

 
Но насколько покаяние "дома" может быть ..... ой , ну вот покаяние, исповедь, причастие. это ж разные вещи, и без одного не может быть другого. И мы не в праве сами себе отпускать грехи, хоть наша совесть и голос Бога в нашей душе. Это ж тоже грех гордыни.
спасибо. пошла я дальше читать и учиться.
Стихия
Участник
Участник
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 авг 2008, 22:33

Сообщение Стихия »

 
twinirina писал(а):
Но насколько покаяние "дома" может быть ..... ой , ну вот покаяние, исповедь, причастие. это ж разные вещи, и без одного не может быть другого
Twinirina, покояние, и самое настоящее, может быть не "дома" и даже не в храме, а только в сердце... и без таинства исповеди. А вот исповедь без покояния, действитльно, не возможна и желательно исповедоваться в храме и обязательно священнику, ведь всё-таки, это ТАИНСТВО! Хотя, помнишь историю Марии Египетской? Она исповедовалась и причащалась всего один раз в жизни и в пустыне. А какую славу у Бога обрела? Целая неделя Великого поста посвящена её памяти. Покаяние у неё великое было, и каялась она много лет в пустыне.
twinirina
Участник
Участник
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 24 июн 2008, 16:04
Откуда: Москва

Сообщение twinirina »

 
Спасибо.
Лёлюшка
Участник
Участник
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 23:19
Откуда: Санкт-Петербург

первая исповедь

Сообщение Лёлюшка »

 
У меня вопрос: как подготовить к исповеди мужа? Он ещё ни разу в своей жизни не был ни на исповеди, ни на причастии.
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
Исповедь- это глубоко личное дело. Человек только сам может подготовиться и исповедоваться. Думаю, максимум, что Вы можете сделать - довести до его сознания важность этого события и даь ему источники информации (книга, сайт) для подготовки.
Ила
Участник
Участник
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 27 окт 2008, 17:38

Сообщение Ила »

 
Близкий человек считает, что исповедь - необязательна. Что достаточно раскаяться в собственных грехах внутри себя.
Для чего нужна исповедь в церкви? И достаточно ли покаяния перед Богом, личного раскаяния в сердце своем в содеянном?
Александр Валентинович
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 3719
Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович »

 
Ilana Satori писал(а):Близкий человек считает, что исповедь - необязательна. Что достаточно раскаяться в собственных грехах внутри себя.
Для чего нужна исповедь в церкви? И достаточно ли покаяния перед Богом, личного раскаяния в сердце своем в содеянном?
Если Вы в Бога верите, то должны верить, что Бог сотворил этот мир, всё вокруг нас, в том числе и моральные нравственные законы установил, как необходимые и обязательные для жизни человека. Поэтому мы, когда грешим, не только против своих ближних согрешаем, но и против своей души (поэтому и совесть нас обличает), а так же против Бога. Мы грехом наносим рану своей душе, и это очень негативно сказывается на всей нашей жизни, всё вокруг нас становиться другим, наше падение ставит нас в униженное, если хотите, оскверненное состояние, которое не проходит для нас, и наших ближних, без последствий.
Чтобы вернуть себе состояние, которое мы имели до греха мы должны нашу рану исцелить, вылечить. Сами мы это не можем сделать, т.к. это нашей души касается, тут лекарства из аптеки не помогут. Душа имеет происхождение из Божественного Духа, поэтому только Бог, как творец души, может нам помочь. Для этого и существует таинство покаяния, которое по сути своей есть исправление искажений, греховных ран, нашей души. Важным моментом таинства покаяния является исповедь, т.е. сознательное раскаяние перед Богом, в присутствии свидетеля (священника). При этом священник, видя наше раскаяние, имеет власть от Бога прочитать разрешительную молитву, и так, видимым образом, засвидетельствовать нам прощение, полученное от Бога. Но прощение ещё не означает устранение всех последствий греха. Однако, несомненно, после исповеди совесть человека исцеляется, "камень с души" падает, и человек получает силы, по действию благодати Божией, сохраниться в дальнейшем от подобного греха, исправиться самому, и исправить последствия греховного поступка. Таинство покаяния требует несомненно и усилий по исправлению со стороны самого человека.
Несомненно, есть большая разница, если человек кается только в душе, не открывая своего греха перед свидетелем-священником. Такое "самостоятельное" покаяние конечно необходимо, сразу, как только человек осознал свой грех, но без исповеди у священника такое покаяние становиться самопрощением, и очень легко приводит к повторению греха, т.к. не сопровождается благодатной помощью Божией. Это (раскаяние без исповеди) бесперспективный способ, многократно описанный у отцов-аскетов, совершенно однозначно приводящий к повторению греха, к разрушению совести человека.
А близкий человек Ваш, хотя возможно и дорог Вам, но явно не разбирается в вопросе, да и сам наверняка страдает от своего ошибочного мнения. Человек, взявший за правило регулярно исповедовать свои грехи в Церкви со временем очищает свою душу, имеет чистую совесть. С таким человеком легко в жизни, в труде, в семье.Через исповедь человек может исправить к лучшему очень много в своей жизни. Чего Вам, и Вашим ближним и желаю.
Ила
Участник
Участник
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 27 окт 2008, 17:38

Сообщение Ила »

 
спасибо вам за ответ!
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
Хочу добавить, что Исповедь - это таинство. Это чудо, которое Бог дал Церкви.
Отказываться от этого чуда - то же, что отказываться от Бога.
Ила
Участник
Участник
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 27 окт 2008, 17:38

Сообщение Ила »

 
Не пинайте меня ногами, пожалуйста, за вопрос :oops:
Но почему исповедь обязательна в присутствии священника? В Библии где-то об этом сказано?
мне, правда, ответ на этот вопрос очень интересует.
Александр Валентинович
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 3719
Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович »

 
Ilana Satori писал(а):Не пинайте меня ногами, пожалуйста, за вопрос :oops:
Но почему исповедь обязательна в присутствии священника? В Библии где-то об этом сказано?
мне, правда, ответ на этот вопрос очень интересует.
Тут несколько моментов.
Воспитательный: Бога мы не можем видеть зрением обычным, но только душой ощущаем, и это бывает у каждого по разному. Один имеет крепкую веру, совесть чувствительную, и исповедуется так, как будто видит Бога перед собой!!! Другой же только старается, но по каким то причинам не чувствует присутствие Божие, хотя и понимает, что исповедуется Богу. Для такого человека присутствие священника, свидетеля покаяния, бывает очень назидательно, потому что он понимает, что в присутствии священника нужно себя обличить, раскаяться, осудить свой грех, и это тот самый труд, который приносит большую пользу кающемуся человеку.Одно дело признать в себе грех, это ещё не так сложно, но гораздо труднее обличить свой грех в присутствии другого человека. Это уже сложней, но и желание грешить снова потом будет намного меньше.Т.е. священник является видимым образом Христа, и это помогает исправиться.

Домостроительный момент: Священник может помочь кающемуся лучше разобраться в себе, научить правильно, грамотно исповедоваться, подсказать некоторые приемы духовной жизни, помогающие в исправлении греха, обратить внимание на заблуждения, объяснить недоуменные вопросы.Это тоже приносит большую пользу, исправление жизни происходит быстрее и надёжнее.

Таинственный момент: Священник имеет от Бога власть освобождать душу согрешившего человека, прощать и разрешать от греха.Поэтому священник и читает разрешительную молитву, после которой внимательный человек чувствует облегчение (это правда не обязательно так бывает, но иногда бывает).Это необходимый акт врачевания души имеющий таинственную, божественную силу. Немаловажный момент - священник является свидетелем вашего раскаяния, и, как мы верим, будет свидетельствовать об этом на Страшном Суде.

Исповедь имеет основание в Евангелии. Например:[Ин.20:23] "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". О духовном руководстве много написано в книге премудрости Иисуса, сына Сираха, или в книге премудрости Соломона.Например:[Сир.6:35] "Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя". Да и огромный святоотеческий опыт об этом свидетельствует. Советую прочитать фундаментальный труд С. Смирнова, проф. МДА "Древнерусский духовник", он недавно был переиздан в 2 томах.
Собственно всё это обычно происходит вместе, и разделить это можно только схоластически, для более удобного понимания. Пожалуй ещё стоит заметить, что назидание, советование о духовной жизни со стороны священника является духовным руководством, или духовничеством. Духовничество не всегда может быть соединено с исповедью, и даже лучше их разделять. Но для этого нужно уметь четко и правильно называть свои грехи на исповеди, и желательно при этом определять, от какой страсти эти грехи происходят, но подробности, связанные с самим грехом, называть не обязательно. Тогда исповедь не будет затягиваться на долгие 30 минут, и все желающие смогут вовремя поисповедоваться. А духовное руководство, т.е. подробный разбор жизненных обстоятельств, сопутствующих грехам, желательно осуществлять отдельно от исповеди, лучше не во время богослужения, а по договоренности с духовником, если таковой конечно имеется. Лучше бы, конечно, чтобы духовник был, но это вопрос не простой, и не решается быстро. Духовника нужно искать, молиться о нем, чтобы был такой человек, с которым будет взаимопонимание.
Пока нет духовника, можно исповедоваться любому священнику, который вам доступен сейчас, и искать духовника. Собственно только так и можно найти духовника, потому что в процессе приобретения опыта на исповеди вы поймете что и как искать.
Так что основания для исповеди в присутствии священника более чем достаточно, да и никак по другому это происходить не может, и никогда не происходило, тем более, что именно такая исповедь способствует наилучшему исправлению жизни в лучшую сторону.
Ила
Участник
Участник
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 27 окт 2008, 17:38

Сообщение Ила »

 
спасибо вам! :oops:
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
Обращаю внимание, что все темы раздела "Важнейшее" - не для дискуссий. Они для сугубо полезной информации.
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
Первая исповедь

Всё не складывается: ни работа, ни учеба, ни семейная жизнь. Вокруг тьма, и кажется, что нигде нет правильной и верной дороги. Такое состояние было у меня совсем недавно, тогда лишь Вера, воспитанная во мне отцом с детства, подсказала, что нет другого спасения, кроме принятия Святого Крещения
В жизни каждого человека случаются моменты, когда над ним «распростёрта тяжёлая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять его; но сам для себя он тягостнее тьмы». Так Книга Премудрости Соломона рисует отчаяние, презрение заблудившегося человека к самому себе.

Мы с сестрой крещены не были, но всегда верили. Почти с самого младенчества мы с папой пели «Отче наш», знали наизусть Заповеди Господни и перед сном обязательно читали главу из детской Библии. Особенно интересно было
слушать о Чудесах Христовых и пытаться понять содержание Его притчей, стараясь найти в зримом невидимый смысл. Всегда неизменным было одно: осознание того, что ты всегда можешь исправиться, и тогда папа и Бог простят тебя и поддержат в любых добрых начинаниях. Но на этом наше православное воспитание заканчивалось.
После развала СССР и того, во что старшее поколение верило и чему учило нас, мы, молодые, не знали, куда идти, а наши родители несли в семьи свои страхи, переживания, нервозность, как бы отыгрывались на нас, отталкивали, сами того не желая. Тогда же начали «отбиваться от рук» подростки. Заметьте, подростки, растущие не в семьях алкашей, а в нормальных, полных, крепких семьях. Мои знакомые и подруги (про мальчиков не могу сказать, не знаю), те, кто всю жизнь участвовал в олимпиадах, школьных мероприятиях, концертах, – приходили домой в десять вечера, скандалили с родителями, уходили из дома, рожали незаконных детей, делали аборты, попадали в автокатастрофы. Может быть (пишу «может быть», так как после исповеди поняла относительность моего знания о мире, других людях, в том числе, о себе), потому что люди, привыкшие жить в системе Советов, свято верившие в её нерушимость, сами оказались на обломках, и, заблудившись, не знали, куда вести своих подросших детей. Ведь не зря Христос указал нам на опасность любить что-либо в этом вечно меняющемся и хрупком мире.
А в это время за бортом тонувшего корабля «СССР» росло и возвеличивалось то новое, что дала нам перестройка. И я, как и другие, металась, тщетно пытаясь чему-нибудь научиться, старалась уцепиться за что-нибудь прочное, твёрдое, но это были миражи, которые таяли, как только к ним приблизишься. Я напрасно старалась увидеть смысл в речах перестроечных политических деятелей, сторонников «новых отношений» между полами, в «звёздных» интервью, в «абсолютно истинных» религиях и «ультрамодных» молодёжных движениях.
В то время, плутая в лабиринтах, я, конечно, нарушала Его Заповеди, пока последствия моих грехов не обрушились на меня и не заставили остановиться. И тогда ничто не могло меня утешить, кроме Него. После Святого Крещения, к которому я долго готовилась, не произошло никаких чудес, я не стала другим, новым человеком. Это повергло меня в ещё большее уныние. Самым тяжёлым было понять, что без моих усилий, без моего труда ничего и не изменится. Но я по-прежнему не могла пойти на исповедь, не могла рассказать чужому человеку о самых постыдных поступках, которые я успела совершить за мою сравнительно недолгую сознательную жизнь. А исповедь без называния самых тяжких грехов продолжала считать профанацией Таинства. И я просила Бога помочь мне, направить меня на нужную дорогу. И Он помог через добрых людей, от которых я узнала о прозорливом старце.
Проделав долгий путь и оказавшись ночью у полуразрушенного храма, я долго не могла подойти к батюшке. Угнетала мрачная атмосфера всеобщего горя, обстановка, которая сложилась там из-за множества психически больных людей, бесноватых, толпами приезжающих просить у старца помощи и излечения. Пугала строгость старца, говорившего почти одно и то же приезжавшим к нему за советом: «Смотри на себя!». «Как же так, – думала я, – всем он говорит, что нет другого спасения на земле и на небе, кроме Литургии, Исповеди и Причастия, это я и сама знаю, но где же Высшая мудрость?». Так ничего и не поняв, я собралась уехать и подошла к батюшке за благословением на дорогу. Каково было моё изумление, удивление и страх, когда он остановил меня и начал исповедовать, назвав все мои грехи, начиная от семи лет, ни разу не ошибившись. Что тогда происходило в моей душе, я не осознала до сих пор. До этого я по-настоящему не верила ни в чудеса, ни в ясновидящих, ни в прозорливых, хотя в детстве знала многие жития святых. Уезжая со странным чувством лёгкости, я избавилась от ложного стыда за грехи перед священником.
Поэтому на мою первую самостоятельную исповедь в храм святителя Николая я пришла с абсолютно полным списком своих прегрешений, которые смогла вспомнить. Спасибо батюшке, который выслушал их все, хотя это заняло у него больше часа. Вот тогда, сразу во время исповеди, начались чудеса.
Не могу подобрать подходящие слова для того, чтобы максимально полно описать происходившее у меня внутри. Самый точный образ – это тело, которое бросили в воду, предварительно обвязав его камнями. Грехи постыдные и тяжёлые – огромные валуны, грехи поменьше – малые камешки, иногда почти незаметные, но общий вес которых во много раз больше. Причем, твои грехи – это не только твои дурные мысли и поступки, но и обиды на ближних. Именно непрощённые обиды не только отягощают твою душу, но и постепенно становятся твоими грехами тоже, разрушая личную жизнь, работу и учёбу. Почему так происходит? Может потому, что в глубине души хочется ответить на зло таким же злом, или оттого,
что не можешь выкинуть ошибки других из головы. Да-да, всё это камни на твоей душе, а не на душах тех, на кого ты обижен. Но во время исповеди, по мере того как называешь свой грех, верёвка с камнями мгновенно лопается, и тебя словно чья-то рука выталкивает наверх. И таких рывков много-много, по счёту названных грехов. Солнце, которое загораживает мутная толща воды, всё ближе, и вот его лучи согревают тебя, проникают в твою душу и освещают её изнутри. И прошлое отпускает тебя. Не только священник и Бог прощают тебя. Ты прощаешь своих родных и ближних, ты прощаешь себя. За ошибки, порой очень болезненные, которые ты когда-то совершил. В душе появляется Надежда, а значит, и силы на то, чтобы двигаться дальше и духовно расти. Тут не способна помочь никакая психология, ведь психиатр и психолог способны лишь разрешить конфликты и с помощью лекарств наладить работу высшей нервной системы. Но помочь простить обиды, снять застарелый груз с души, затянуть самые глубокие рубцы способна только Вера, которая помогает понять, что наши земные страдания ничто по сравнению с Его крестным путем, Его всепрощающей Любовью к нам.
На этом чудеса не закончились. Идя домой, я ощутила, что мою душу охватило чувство тёплого, светлого и ровного спокойствия, которого там ни разу не было даже в детстве, когда я находилась под защитой родителей. Я подошла к зеркалу и на минуту не узнала себя – такой светлой и тихой радостью светились мои глаза. Именно радостью и безмерной благодарностью Господу за то, что Он подарил мне, за те скорби, которыми он привёл меня к Себе. И совсем не трудно было поститься и делать поклоны. Я молилась, почти захлёбываясь от счастья,
даже не молилась, не просила, а пела. Пела хвалу Господу. Какими удивительно точными и верными стали слова Литургии, которые по рассеянности иногда пропускаешь мимо ушей. А перед сном я вдруг осознала, что если бы именно сейчас пришёл мой смертный час, то я бы не побоялась предстать пред Судом Божиим, перед Его Пречистым Ликом. Как же я раньше не прнимала и не принимала всерьёз слова о том, что Христос научил нас не бояться смерти?
Конечно, чем больше времени проходило после той исповеди, тем больше совершалось новых грехов, снова появился страх смерти и постепенно этот свет в глазах мерк. На своём опыте я поняла, как необходима исповедь не реже, чем раз в месяц, и почему так явны пагубные последствия воскресений, проведённых не в церкви. Всё это оказывается жизненно необходимым не для галочки, не для батюшки, а для собственного спасения и радостного спокойствия.
Наутро после той, первой, исповеди снова хотелось идти в церковь, улыбаться прохожим и показывать всему миру Его бесконечную силу, милость и доброту. Не проповедовать с постной миной Евангелие на всех перекрёстках, а свидетельствовать о Нём всеми своими делами.

Юлия Шабанова
Брат
Администратор
Администратор
Сообщения: 8141
Зарегистрирован: 16 май 2006, 15:30
Пол: мужской
Откуда: Москва

Сообщение Брат »

 
Из книги Архимандрита Спиридона "Из виденного и пережитого". Он был тюремным священником в конце 19 века. В своих воспоминаниях он рассказывает истории некоторых арестантов. Вот одна из самых ярких историй - история покаяния.

С этим типом я встретился при следующих обстоятельствах. В одной из тюрем Нерчинской каторги произошел среди арестантов бунт. Арестанты разделились между собой на два лагеря, и один против другого восстали свирепо. Тогда мне было предписано экстренно выехать на каторгу в эту тюрьму. Я немедленно выехал. Тюрьма была оцеплена солдатами. Арестанты, разделившись на две части, стояли во дворе. Когда я вступил в тюрьму и обратился к арестантам, то одна часть арестантов, окружив меня, внимала моей пастырской проповеди. Когда я увидел, что арестанты пришли в умиление, тогда я обратился с призывом к другой партии, враждебной первой, чтобы и она слушала слово Божие и между собою прекратили всякую вражду и помирились бы. В это время главарь второй партии Сахалинец грозно ответил мне русским трехэтажным словом и поднял кулак вверх. Тогда я сошел со своего места, пошел прямо к нему и упал во всем священническом облачении к его ногам и, стоя перед ним на коленях, сказал ему:
— Сын мой милый! Я на коленях стою перед тобою, молю тебя, послушай меня, исполни мою слезную просьбу, измени свою жизнь, будь другим существом! О, если бы сейчас, в этот момент увидела тебя твоя родная мама, что я стою перед тобою на коленях, то она не устояла бы на ногах, а если она уже умерла, то от одной сердечной тоски о твоей душе, она несколько раз перевернулась бы в могиле.
Так умоляя и прося арестанта, я достиг своей цели, арестант поднял меня, и мы со многими другими, стоящими возле него арестантами, двинулись к тому месту, с которого я начал всем им говорить проповедь. После этой проповеди этот самый арестант при всех арестантах дал мне свое верное арестантское слово, что он слагает с себя свою прежнюю обязанность. После всего этого, вечером того же дня мы отпели несколько душ арестантов и сейчас же начали совершать всенощное богослужение. Во время службы я произнес еще две проповеди. По окончании службы арестанты пожелали у меня исповедаться, а на завтрашний день и причаститься Святых Тайн. Пожелал и этот узник последовать их примеру. На следующий день в девять часов утра я вхожу в церковь и вот в церкви встречаю сего арестанта. Он, увидав меня, подошел ко мне и шепотом говорит мне:
— Батюшка, я исповедоваться и причаститься не могу, мне стыдно пред арестантами.
— Друг мой родной, послушай меня сегодня, так же, как ты послушал меня вчера. Зачем менять Христа на ложный страх! Послушай меня, радость моя, исповедайся и причастись.
Арестант понурил свой взор и как бы нехотя ответил:
— Исполню Вашу просьбу, я уже более 37 лет не был на исповеди. Еще когда был я в гимназии, то только тогда я причащался.
Я сейчас же повел его в алтарь и там его и исповедал. Исповедь его была трогательна! Нужно сказать то, что этот арестант получил высшее образование, первый раз он попал в тюрьму совершенно невинно, и, когда просидел в ней три месяца, то оттуда вышел таким озлобленным, что для него уже после этого не было ничего святого. Он был прежде сослан за убийство на Сахалин. Через некоторое время он бежал с Сахалина. Всех побегов из тюремной жизнь он совершил семь или восемь. Все эти побеги были залиты человеческой кровью. Он не щадил ни старых, ни малых. Во многих тюрьмах он был большим Иваном, т.е. тюремным царьком. Ему беспрекословно подчинялись все арестанты той тюрьмы, в которой он находился. На Сахалине он собственною рукою многих арестантов давил, как мух. Все арестанты и этой тюрьмы боялись и уважали его, как своего неограниченного начальника. В одной сахалинской тюрьме он самолично вынес шести арестантам смертный приговор, и они в назначенный час покончили с собой самоубийством. Когда я, кроме него, еще исповедал общею исповедью нескольких арестантов, которые вчера вечером не явились на исповедь и которые уже мне были известны из неоднократных их исповедей, я приступил к началу служения Литургии. После чтения Святого Евангелия я произнес проповедь о всепрощающей любви Христовой к кающимся грешникам. Когда кончилось запричастное и я вышел с Чашей Господней к предстоящим, то и тут я произнес десятиминутную проповедь. Начал я причащать арестантов, доходит очередь и до этого узника. Когда он открыл рот и я вложил в его рот ложицу со Святыми Дарами, то тотчас же арестант этот закачался, налились его очи слезами, и он в этот момент затрясся всем своим существом. Только что отошел он от Чаши Христовой и взглянул на икону Спасителя, то поднял вверх свои гигантские руки и громко во всеуслышание закричал: «Христос! Христос! Ты ли меня простил! О, Боже! Ты ли, меня, такого страшного убийцу, разбойника простил?! О, Господи. Я, как грецкая губка весь пропитан, переполнен человеческой кровью; я около ста душ погубил, невинно, невинно погубил. Я неоднократно обкрадывал храмы! О, Господи! И Ты меня простил?! О, милосердный Господь! Я насиловал свою мать, сестер, детей, я предавался скотоложеству. О, кто со мною сравнится во грехах — и Ты, и Ты, Господи, простил меня?! Слышал ли Ты, Господи, что я всю свою жизнь хулил Тебя, проклинал Тебя, и Ты, и Ты, Христос, все, все мне простил! Твоя, Господи, любовь ко мне настолько велика, что я ее не вынесу, не вынесу, я не переживу сегодняшний день, я умру, она погубит меня, Господи !!!» При виде такой небывалой сцены, я не мог дальше причащать арестованных, я ушел в алтарь и там, склонив голову на престол, нервно плакал. Арестанты подняли в церкви такое рыдание, такой рев, что мне казалось, весь храм превратился в какой-то страшный гул, раздирающий сердце. Здесь стояли некоторые частные богомольцы, из них несколько женщин впали в истерику. Кончилась служба, я услышал во дворе этой тюрьмы какой-то шум. Я подошел к окну, и что же я увидел? Этот арестант на коленях ползал перед другими арестантами, моля и прося их, чтобы они во всем простили его. И возле этого арестанта собралось такое множество арестантов, что весь двор тюрьмы представлял из себя сплошную живую массу людей, и все они, как ласточки возле своего гнезда, увивались возле этого узника. Одни из них его целовали, другие сами заражались его покаянием, каялись в своих грехах и проклинали свою преступную жизнь, а некоторые из них, поднимая свои взоры к небесам, молили Бога, чтобы он простил им грехи их. Во время моего обеда у начальника сей тюрьмы, этот арестант явился к начальнику и просил позволения у него побыть некоторое время в одиночной камере. Сей арестант писал мне много писем, и последнее его письмо гласило, что он, как кончит свой тюремный срок, отправится в Валаамскую обитель.
Ответить

Вернуться в «Важнейшее»