Здравствуйте,
zte!
Решила написать, чтобы поддержать тех, кто говорит вам о том, что повезло, что достался не вам этот ценный приз
Мы с мужем познакомились в церкви (протестантской). Мне было 17, ему - 15. Были приятелями пять лет, после того, как пришел из армии, завязалась дружба, затем плавно перешла в отношения. Все это происходило в христианской среде, в контексте "молодежи", "служений", "собраний" и т.д.
Читаю вас - и вижу некоторые параллели, о которых хочу написать.
Во-первых - отношение к Богу, читать Библию вместе, молиться... Все, что не подтверждено делами, образом жизни - это то, что называется "религиозной болтовней". Говорю со знанием дела
Если бы вы знали - каким мой муж был "духовным", какие слова говорил, как он обличал грехи и небиблейский взгляд на них! Все это происходило и тогда, когда мы встречались, и когда поженились, и тогда, когда он мне начал изменять - а это происходило, как выяснилось, в течение 11 лет, - и только в последний год его религиозное рвение заметно охладело. Я же смотрела, как и вы, на слова, на молитвы и на его знания о христианском образе жизни и о каких-то духовных вещах, просто не могла признать, что все это ничего не значит, потому что его жизнь далека от того, о чем он говорит.
Я понимаю ваше стремление найти мужа, близкого по духу, но теперь, вернись я в свою юность, меньше всего я смотрела бы на то, что человек говорит, как относится к Богу на словах, как молится, а больше на практические, общечеловеческие "мелочи" и не очень. И на его прошлое, и на отношение к деньгам, и на умение зарабатывать, на его отношение к жизни в долг (и умение отдавать долги тоже - и суть даже не в том, что кредит висел бы и на вас, если бы вы поженились, а в том, что у человека не "горит" совесть от того, что он должен, что, по сути, он кого-то обкрадывает, не отдавая все вовремя). На отношения в семье, на будущую свекровь (а я после первой встречи с ней была просто в шоке, но даже не подумала как-то соотнести ее поведение и характер с поведением и проблемами будущего мужа - а сейчас понимаю, что все, что происходило в первую встречу, красноречиво рассказало бы мне о моем будущем, будь я помудрее). На умение обустроить свой быт, на умение позаботиться о себе. И многое другое. Но нет, нас учили, что самое главное - чтобы с мужем совпадали "духовные" аспекты, а о таких "мелочах" никто не рассказал и не научил. И я знаю с десяток семей, которые распались - мои ровесники, те, с кем мы были в одной церкви, и кто строил семью только на основании того, что совпадают взгляды на Бога и что вместе хорошо молиться... Вот я очень прошу прислушаться к моим словам - измените этот критерий выбора будущего мужа, научитесь не вестись на красивые слова о Боге и христианской жизни, смотрите глубже.
Еще один аспект - стремление мужчины помогать всем вокруг. Про моего мужа говорили, что у него "дар вспоможения"
К нему мог обратиться любой - и муж летел на помощь, бесплатно, конечно же. Какое-то время меня это радовало - широта сердца (и репутация отзывчивого человека, что тут скрывать
), умение жертвовать своим временем и интересами ради других. Но со временем я все больше видела, что жертвует муж временем семьи, детей, наших отношений, и интересами жертвует тоже нашими, а не только своими. В конце концов, муж признался, что всю жизнь жил лицемеря, пытаясь заработать своей помощью репутацию, боясь сказать "нет". Он не научился выстраивать свои границы - и понятно, что о границах семьи в таком случае вообще речи не шло. Я не говорю, что любой помогающий другим мужчина - лицемер, но если эта черта вызывает недовольство и опасение еще до свадьбы - нужно очень, очень внимательно смотреть и думать об этом.
Не буду расписывать другие моменты, на которые обратила внимание - слишком много получится. Но то, что с другой девушкой этот человек ведет себя по-другому - ни о чем не говорит сейчас. Все это может вскрыться потом, и я думаю, что очень хорошо, что с вами он показал себя именно вот так, а не так, как с другой девушкой. И вы попали на этот форум, и у вас есть шанс с другим человеком смотреть уже на главные вещи (главные для построения семьи).
Что касается вас, вашей роли в этой ситуации. Мне кажется, что среда и здесь оказывает влияние (помимо проблем, идущих из семьи). Все-таки протестантская церковь - это достаточно замкнутая система, этакая "кухня", где все на виду, все обсуждается, есть какие-то стереотипы поведения и ожидания этого поведения от вас, есть принятые в церкви взгляды на отношения, на семью и так далее. Есть определенные привычки, которые кажутся нам чуть ли не догмами. Это все сложно увидеть изнутри, но я могу говорить об этом уже и из своего опыта (больше двадцати лет), и со стороны (сейчас я не протестантка). И вот здесь я бы посоветовала "расти" над всеми этими внутрицерковными моментами, расширять свой взгляд, не бояться выйти за рамки своего привычного образа жизни. Вот про "не могу поменять церковь" вам уже написали - это как раз из этих моментов. Я не буду вам советовать менять церковь сразу на православную
- просто понимаю, что это все дело роста, а не прыжка, - но развивайтесь за пределы своей церкви, это очень важно (да, и для построения семьи тоже - например, чтобы уметь увидеть примеры правильно построенных отношений даже в том случае, когда люди - не из протестантов вовсе, и даже не христиане). Тогда вас не будет так касаться то, что П рассказала что-то С, и что С так смотрит на вас, и так далее, и так далее - ваша жизнь не будет вертеться вокруг этого ограниченного сообщества людей. Служение не может заменить собой другие аспекты жизни, даже если оно благородно и направлено на помощь нуждающимся. Только верующие друзья ограничивают познание мира в целом и это обедняет, как ни странно, и преумножает гордыню.
Простите, если выглядит поучением. Наверное, я рассказываю все это себе двадцатилетней давности
Но искренне желаю вам понять многие и многие вещи сейчас, а не через двадцать лет