Нет, не может.Игорь123 писал(а):Вопрос звучит так: если человек живет в соответствии с заповедями, сознательно старается соблюдать эти заповеди, но не ведет церковной ритуальной жизни (посещение церкви, исповедь, причащение и прочее, возможно он даже не крещен), может ли такой человек называться православным христианином?
Напрашивается вопрос: а ЗАЧЕМ называться православным христианином?Игорь123 писал(а):Вопрос звучит так: если человек живет в соответствии с заповедями, сознательно старается соблюдать эти заповеди, но не ведет церковной ритуальной жизни (посещение церкви, исповедь, причащение и прочее, возможно он даже не крещен), может ли такой человек называться православным христианином?
Может ли человек, который порядочен в жизни с соседями, сотрудниками на работе, очень любящий своих родителей в душе, но не проведывающий их, не интересующийся жизнью и проблемами родителей называться хорошим сыном?Игорь123 писал(а):Вопрос звучит так: если человек живет в соответствии с заповедями, сознательно старается соблюдать эти заповеди, но не ведет церковной ритуальной жизни (посещение церкви, исповедь, причащение и прочее, возможно он даже не крещен), может ли такой человек называться православным христианином?
Хороший вопрос, Игорь, рад за Вас, что у Вас такой вопрос возник. Потому-что правильно сформулированный вопрос - это половина ответа. Вторая половина проходится делом.Игорь123 писал(а):Вопрос звучит так: если человек живет в соответствии с заповедями, сознательно старается соблюдать эти заповеди, но не ведет церковной ритуальной жизни (посещение церкви, исповедь, причащение и прочее, возможно он даже не крещен), может ли такой человек называться православным христианином?
Разве можно столкнуться с проблемой твердого критерия, когда заповеди (и грехи) сформулированы настолько четко, ясно и конкретно, что толковать их как-то предвзято практически невозможно? Я сам себе могу прекрасно отдавать отчет в том, что я кому-то завидую или прелюбодействую. Про более конкретные и материальные "НЕ" все еще более очевидно: не украл и нет желания украсть, значит все в порядке.Александр Валентинович писал(а):Есть хорошие и приличные люди, не живущие церковной жизнью, но они неизбежно столкнуться с проблемой твердого критерия. Относительно которого их "хорошесть, приличность" и прочие положительные качества можно не предвзято и объективно оценить
А зачем быть "хорошим и порядочным человеком"? Какой в этом смысл вне религии? Да никакого...Sveta_G писал(а):Напрашивается вопрос: а ЗАЧЕМ называться православным христианином?
Наверное нет. Не знаю насколько корректно это сравнение применительно к моему вопросу, но что-то в этом есть.т@нюша писал(а):Может ли человек, который порядочен в жизни с соседями, сотрудниками на работе, очень любящий своих родителей в душе, но не проведывающий их, не интересующийся жизнью и проблемами родителей называться хорошим сыном?
А какие именно заповеди вы имеете в виду? Перечислите пожалуйста.Игорь123 писал(а):Разве можно столкнуться с проблемой твердого критерия, когда заповеди (и грехи) сформулированы настолько четко, ясно и конкретно, что толковать их как-то предвзято практически невозможно?
Почему же? Как раз, по-моему, быть приличным человеком - это такое всеобщее "хорошо", и даже нормально. Просто - чтобы более уютно чувствовать себя в обществе, не выпадая в маргиналы какие...А зачем быть "хорошим и порядочным человеком"? Какой в этом смысл вне религии? Да никакого...
Вы, Игорь, родились в обществе, где мировоззрение христианское. Приведу пример: общества, где принято исповедовать карму и сансару будут по другому воспринимать помощь ближнему. Для христианина - это добродетель, для индуиста - вмешательство в чужую карму. В первом случае оценка с плюсом, во втором - отрицательная.Игорь123 писал(а):Разве можно столкнуться с проблемой твердого критерия, когда заповеди (и грехи) сформулированы настолько четко, ясно и конкретно, что толковать их как-то предвзято практически невозможно? Я сам себе могу прекрасно отдавать отчет в том, что я кому-то завидую или прелюбодействую. Про более конкретные и материальные "НЕ" все еще более очевидно: не украл и нет желания украсть, значит все в порядке.Александр Валентинович писал(а):Есть хорошие и приличные люди, не живущие церковной жизнью, но они неизбежно столкнуться с проблемой твердого критерия. Относительно которого их "хорошесть, приличность" и прочие положительные качества можно не предвзято и объективно оценить
А как называются люди, которые подходят под описание Т@нюши, только еще при этом ведут церковную ритуальную жизнь (службы, исповедь, причащение, повторное венчание после разрушенного первого венчаного брака)? И своих оставленных детей они тоже очень любят на расстоянии, но не навещают их? (Была тема про хороших отцов и там таких людей называли хорошими.) Все ритуалы в порядке, а вот поступки...говорят о другом. Так что правильнее с точки зрения православия?т@нюша писал(а):Может ли человек, который порядочен в жизни с соседями, сотрудниками на работе, очень любящий своих родителей в душе, но не проведывающий их, не интересующийся жизнью и проблемами родителей называться хорошим сыном?Игорь123 писал(а):Вопрос звучит так: если человек живет в соответствии с заповедями, сознательно старается соблюдать эти заповеди, но не ведет церковной ритуальной жизни (посещение церкви, исповедь, причащение и прочее, возможно он даже не крещен), может ли такой человек называться православным христианином?
10 заповедей и 7 смертных греховSveta_G писал(а):А какие именно заповеди вы имеете в виду? Перечислите пожалуйста.
Я не понимаю, что такое "всеобщее хорошо". У каждого человека свое собственное понятие о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Александр Валентинович верно, как мне кажется, подметил, что хорошо и порядочно, в том понимании, в котором мы это понимаем, идет от религии.Sveta_G писал(а):Почему же? Как раз, по-моему, быть приличным человеком - это такое всеобщее "хорошо", и даже нормально. Просто - чтобы более уютно чувствовать себя в обществе, не выпадая в маргиналы какие...
А вот потребность принадлежать еще и какой-то отдельной религиозной номинации - другой вопрос.
Поэтому я вас и спрашивала: зачем вам (или про кого вы спрашивали?) называться православным христианином, и при этом оставаться в стороне от Церкви?
Ведь можно оставаться в стороне и НЕ называться никем таким.
Ведь такой вопрос наверняка не спроста возник?
Я понял вашу мысль. Я не понимаю механизм, через который церковь привьет мне правильное понимание добродетели. Или это следует принять как аксиому, что церковные таинства прививают правильное понимание?Александр Валентинович писал(а):Я хочу сказать, что если Вы утверждаете, что Ваше понятие о добродетелях правильное, совпадающее с христианским, то я утверждаю, что это именно потому, что и то и другое имеет одни корни. И, опять же, все эти понятия - из Церкви, а значит от Бога. Так что без Нее - никуда.
И потом, Вы говорите, что все понимаете, а Евангелие Вы целиком хоть раз прочитали? А всю Библию? Откуда уверенность, что правильно понимаете?
Это само собой разумеется.Александр Валентинович писал(а):Прошу этот момент в нашей теоретической дискуссии учитывать, и не утверждать, что сам принцип, или заповедь плохие оттого, что кто-то их плохо воплощает и исполняет. Это простая логическая ошибка.
Вот еще здесь ответы на ваш вопрос: https://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Я не понимаю механизм, через который церковь привьет мне правильное понимание добродетели. Или это следует принять как аксиому, что церковные таинства прививают правильное понимание
А разве заповеди - просты?Что касается Библии. Когда-то давно я честно пытался прочитать все. Но тексты оказались настолько сложными и неоднозначными для понимания, что чтение было заброшено. Кстати вот еще один вопрос: почему библейские тексты так тяжело читать? Казалось бы все должно быть наоборот - просто и понятно как с заповедями.