vlad7777 писал(а):Александр Валентинович, вы привели мне в пример книгу в которой даны ясные и четкие указания и предостережения всяким попыткам и усилиям дать определение Любви. Потому что Любовь - это не добродетель. Всякая добродетель- понятие человеческое. Как нельзя и Благодать назвать добродетелью. Так и нельзя Бога назвать добродетелью.
Знаете, в чем состоит разница между ритуалом и верой?
Ритуал - это набор действий, символов, формул, в результате которого обязательно должно произойти ожидаемое. Т. е. конечная цель. Вера не прогнозирует стопроцентный результат, а имеет своей целью улучшение самого человека в надежде на результат. Ведь мы верим не с целью заполучить просто после прочтения акафиста что-то от Бога. Иначе - это торг. А мы в таком случае занимались бы православной магией. Потому, что в магии произношение определенного заклинания или произведение определенного действия должно вызвать результат.
Я согласен с вами полностью о необходимости волевого усилия и никогда не считал его чем-то вредным и неразумным. Более того, я также считаю, что без определенного волевого усилия невозможно ни подготовить себя, ни удержать и сохранить в себе Любовь.
Для меня ваше определение Любви является примитивным и кощунственным по той лишь причине, что Бог - есть Любовь. А принять то, что Бог есть волевое усилие я никогда не смогу.
Мое мнение, что источником Любви человек никогда не являлся. Источником Любви является один лишь Бог. Иначе мы с вами говорим, наверное о разной Любви. Я, о дарованной мне и другим людям, а вы о генерируемой вами в виде волевых усилий. А источник любви вы, Александр Валентинович должны знать. Странно если не знаете...
Вы путаете антропологию и теологию любви, путаете сущность Бога, и Его энергии! Из того, что Вы написали, Влад, именно это следует.
Поэтому тут Вы в корне не правы, т.к. человек - это не машинка-проводник любви, пусть и от Бога, и Сам Бог это сотворил, совершенно не случайно.
По-Вашему получается, что человек, хочет не хочет, а является проводником Божественной любви? Но ведь это не так, и в этом есть огромный смысл.
Человек свободен, и если выбирает любовь, то свободно выбирает, а значит, ввиду современной природной поврежденности человека (т.е. возможности свободой злоупотребить), должен предпринимать усилия, воспитывать свою волю, взращивать в себе добродетель, т.к. любовь в человеке не вырастает и не проявляется безусловно.
А смысл в этом такой, что выбирая любовь свободно и добровольно человек УПОДОБЛЯЕТСЯ Богу! И по мере уподобления и приобретает схожие с Богом свойства, в том числе и любовь.
Что касается теологии любви, т.е. Любви Божественной, как Сущности Бога, то можно сказать, что Бог есть Любовь, и Его любовь это не как у нас, добродетель, а неотьемлемое природное свойство, которое мы не можем во всей полноте осознать, и называем Любовью только потому, что только так можем вместить какую-то часть понимания о Боге. Бог, как известно, в сущности своей не познаваем, до конца, а то, что мы знаем, - лишь малая часть, ввиду неспособности нашей природы познать Природу Божию.
Но есть в теологии любви и домостроительный момент. Бог Отец имеет произволение (т.е. ту же волю) любить Свое создание, человека, посылает нам во спасение Сына, Который становиться двуприродным, а значит единым с нами по человеческой природе, и тем становиться более познаваемым для нас. Поэтому Бог есть Любовь, и Его воля о человеке есть проявление любви, проявление Его сущности, т.е. Его энергия. Сама любовь не имеет сущности, отдельной от Бога.
И во Христе мы видим все этапы человеческого возрастания в добродетелях, о чем и в Евангелии, и у Св. Отцов сказано. И воля Христа-Человека воспитывается от Христа Бога, подчиняется, по определению Вселенских соборов, Божественной Воле! Но, все же, свободно подчиняется, так же , как и у нас с Вами, если мы хотим уподобляться Богу.
А там, где свобода, там и настоящая любовь, но и борьба присутствует. А значит и волевое усилие. Поэтому мы можем сказать, что Христос (И Бог и Человек в одном Лице) предпринимал волевое усилие - любить нас. Перечитает Евангелие в части молитв Христа " О чаше". Там явно видно, что Христос всю человеческую волю свою употреблял, для исполнения воли Бога Отца!
Поэтому Ваши построения, Влад, крайне опасны для желающих научиться любви. Потому-что человек, будучи свободным, и желая уподобиться Богу, вполне может быть источником Любви, и в этом для нас великий дар от Бога заключается. Мы - Его образ и подобие, и можем стать богами по мере приобщения к Божественной природе, и по действию Его благодати в нас. Но, именно потому мы можем заслужить спасение, что подвизаемся в подчинении своей воли воле Божественной.