Кит писал(а):я, конечно, благодарен за обширный ответ, но только ответа я как-то не увидел
да или нет?
Ну, как ответа нет? Ответ по логике вытекает - неприлично было целоваться даже с обрученным женихом до свадьбы.
Вот еще в книжице мною поминаемой (см. выше) в главе "О девiческои чести и добродътелеи вънецъ" в 16-ой заповеди о добродетели девицы, написано следующее... Далее адаптированная на современный русский язык цитата:
"Шестнадцатая добродетель есть девственное целомудрие, когда человек без всякого порока и без прелести плотской наружной, и внутренне душой, и телом, чисто себя вне супружества содержит, и сия добродетель очень велика, о чем каждому известно."
А далее, в главе о наставлении девицы хранить целомудрие, написано следующее:
(Адаптированная цитата)
"Потупляет стыдливая девица очи свои, как Ревекка, когда увидела издалека приближающегося к ней Иакова, как и написано в первой книге Моисея глава 24, что она должна тогда закрывать свое лицо. Так и каждая стыдливая девица, да закрывает окна сердца своего, ибо сердце прельщается очами, которые, если обольстятся, то увлекут за собою и сердце. Потому храни очи свои (т.е. не смотри по сторонам), потупляя взор в землю. Так же, когда на тебя человек смотрит, взора не поднимай, но с девической стыдливостью сохраняй пристойную красоту."
Тоже и про слышание сказано, что у доброй девицы уши стыдливые должны быть, потому услышав непрстойное и соблазнительное, ей прилично потупиться и показать своим видом, что не разумеет того, что ей говорят, а которая отвечать начинает, то соблазнится и стыд свой потеряет, и честь ее девичья тем посрамится.
И далее сказано, что та девица, которая не поступает так, окажется в подозрении о нечестии, и если перед близкими людьми оправдается, то перед чужими осудится без оправдания. Только неприличная девица со всеми разговаривает, смеется и смотрит дерзко в глаза, чем подает повод поступать с нею как со стервою (так сказано в оригинале) и таскать ее (...). Та девица, что потеряет стыдливость, непременно потеряет и честь и вся вина за то на нее ляжет. Ни одна добродетель девицы не будет иметь похвалы, если она не сохранит своей чести.
"По платью так же примечается, что в ком есть, благочестие и целомудренная стыдливость или бесстыдство и бесчестие. Легкомысленная девица одевается бесстыдно, забывая о добром нраве, она предпочитает одежду яркую с излишними элементами и украшениями.
А благонравная девица одевается скромно, избегает любых излишеств в одежде и украшениях и досадует, когда кто желает ее искушать, ибо считает это оскорблением ее целомудрия, потому она должна уйти от такого человека, не слушая его речей".
Если вы, автор, опять скажите, что я не ответила вам, то простите, тогда не понимаю, чего вы хотите услышать. Лично я поняла так, что если и целовались парни, то не с невестами, а с позорными девицами, не сумевшими сохранить свою девичью честь, которых общество уже не принимало. Жениться на такой женщине было невозможно, так как это позор мужу.
Delfina писал(а):А там не было написано, что это могут делать невеста и жених?
Было бы хорошо, если бы вы привели цитату, автора, год издания.
Я бы с радостью привела цитату, но к сожалению у меня только 1-ый том книжечки, а вот 2-ой том при переездах был потерян. Давно его не нахожу. Но одно могу сказать точно, нравы в древней Руси были очень строгие в отношении нравственности и целомудрия. И юноше, и девушке дается первая и наиважнейшая заповедь - быть богобоязненными и не делать ничего такого, что могло бы оскорбить Бога, им надлежит всегда по воскресениям быть в церкви, знать наизусть псалмы и притчи из Евангелия, во всем проявлять уважение к старшим и так далее.