Вопросы о прощении и раскаянии Иуды

Вопросы об основах религиозной жизни.
proshenie
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 302
Зарегистрирован: 21 ноя 2009, 10:44

Вопросы о прощении и раскаянии Иуды

Сообщение proshenie »

 
Тема отделена от темы "Существует ли реинкарнация?":
https://nelubit.ru/viewtopic.php?t=10799
Люблю Его писал(а):
LadyS писал(а): если человек погиб (а Богу это совершенно не хочется) - значит, он был горд и противился Богу и принял окончательное решение идти в жизни своим путем, а не путем Бога.
а если он раскаялся после того как умер?.. когда эта точка невозврата?

а если падший ангел Денница осознает свой грех и раскаится - его Бог простит? или уже поздно?
Насчет Денницы-да,поздновато...
А вот по поводу того, что человек погиб, умер и не раскаялся... и тут милость Божия есть по молитвам его родственников, или близких возможно спасение и этого человека... это как Господь управит...
Диагностика семейных отношений
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
proshenie писал(а): Насчет Денницы-да,поздновато...
а вот по поводу того .что человек погиб,умер и не раскаялся...и тут милость Божия есть по молитвам его родственников, или близких возможно спасение и этого человека...это как Господь управит...
а если, например, и родственники умерли. и никого близкого нет?..

почему Иисус простил Иуду, а Бог Деннницу - нет?
Мара
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 5887
Зарегистрирован: 12 апр 2009, 07:17
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Мара »

 
Дорогая Люблю Его,

Я бы Вам посоветовала, в дополнение к рекомендуемым статьям и к первоисточникам (Евангелию, Апостолу и пр.), просто взять Закон Божий (для семьи и школы) - (продается в больших церковных лавках или книжных магазинах- и медленно и вдумчиво прочитать его. Поверьте, многие Ваше высказанные и еще не высказанные вопросы после такого чтения отпадут сами собой.
Мара
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 5887
Зарегистрирован: 12 апр 2009, 07:17
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Мара »

 
Люблю Его писал(а): Иисус простил Иуду,
Разве?
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
Мара писал(а):
Люблю Его писал(а):
Иисус простил Иуду,
Разве?
ведь Иисус молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают."

молился и за врагов Своих, и за обижающих Его. учил прощать. значит и Сам прощал, давал нам пример прощения.
Сирень
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 26 май 2010, 15:55
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Сирень »

 
Люблю Его писал(а):
Мара писал(а):
Люблю Его писал(а):
Иисус простил Иуду,
Разве?
ведь Иисус молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают."

молился и за врагов Своих, и за обижающих Его. учил прощать. значит и Сам прощал, давал нам пример прощения.
Тема прощения и раскаяния Иуды...сложная тема...
Вот смотрите, что получается. Совершив предательство, Иуда получил деньги...Но после казни, отказался от них, пошел и ....удавился...
Что стало причиной такого поступка? Раскаяние? Даже если так, Иуда совершает еще один страшный грех - отказывается от своей жизни - отказывается от этого Дара.
Без покаяния не возможно прощение, потому что прощение нужно принять...
Петр, трижды отрекшийся от Господа, слезами омыл свой грех, получил прощение и ни слова упрека и ради Господа пошел на смерть.
Мара
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 5887
Зарегистрирован: 12 апр 2009, 07:17
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Мара »

 
Люблю Его писал(а): молился и за врагов Своих, и за обижающих Его. учил прощать. значит и Сам прощал, давал нам пример прощения.
Давайте в отсутствие точной информации не будем за Господа додумывать простил Он конкретно Иуду Искариота или нет. Ладно?
LadyS
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 16:08

Сообщение LadyS »

 
думаю, можно по-разному понимать слово "простил".
простил = Иисус на Иуду не держит обиды? тогда, простил
простил = Иуда примирился с Богом? хм, боюсь, что нет(
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
а м.б. Иуда был прощен Иисусом, но спасен не был?
t.a.n.i.a
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 1993
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 13:18
Пол: женский

Сообщение t.a.n.i.a »

 
Мара писала:
Люблю Его писал(а):а м.б. Иуда был прощен Иисусом, но спасен не был?
Дорогая моя, почитайте что Вам дали для начала.

По поводу Вашего вопроса - этот вопрос освещался в святоотеческой литературе.
Если проще и короче, то вот статьи:
https://www.pravoslavie.ru/put/3083.htm
Сестра Лю
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 675
Зарегистрирован: 25 май 2010, 00:23
Откуда: Москва

Сообщение Сестра Лю »

 
Люблю Его писал(а):а м.б. Иуда был прощен Иисусом, но спасен не был?
Иуда сам себя судил и сам себе вынес смертный приговор. Это не покаяние, а побег от ответственности за свое духовное преступление. А Бог ждал его с покаянием, чтобы простить, но Иуда не пришел к Кресту, на котором был распят Господь и за его грех тоже. Он струсил и отверг и Божее прощение, и свое искупление Жертвой Христа.
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
По поводу Вашего вопроса - этот вопрос освещался в святоотеческой литературе.
https://www.pravoslavie.ru/put/3083.htm


я так понимаю это писала Мара? :D

т.е. из Вашей ссылки я поняла, что
чтобы спастись - надо искренне раскаятся.
но страх, муки совести это еще не значит покаяние... т.к. они м.б. и у не раскаявшегося человека и у неверующего?
раскаяние - это вера в Христа, покаяние перед Ним, омоновение слезами от осознания своих грехов?

что делать неверующим, которые в этой жизни не поверят в Христа, в силу различных обстоятельств?
их Бог не спасет?
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
Уважаемые Сирень и Сестра Лю,
а вы даже мысли не допускаете, что м.б. Иуда так искренне и глубоко покаялся, ему было так стыдно и гадко от своего предательства, что он пошел и удавился. что он сам себя не простил и убил себя, как заслуживающего самой страшной кары Господней?
неизвестно как бы на его месте поступили другие. это был его крест.

на личном примере Иисус учил что надо прощать. неужели он учил прощать, но не прощал Сам?
Иисус молился за Своих врагов и гонителей. когда Христа распяли, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
так может молиться только человек, не держащий зла на своих обидчиков - людей, которые Его распинали. Иуда тоже был среди тех, кто распял Иисуса, ведь он предал Христа.

вот мы все говорим что надо прощать людей, даже если они не каятся и не осознают ошибок. просто прощать ибо немощны люди, больны, не ведают что творят.

скажите, а есть Евангелие от Иуды, которое не вошло в Новый Завет?
Мара
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 5887
Зарегистрирован: 12 апр 2009, 07:17
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Мара »

 
Люблю Его писал(а):Уважаемые Сирень и Сестра Лю,
а вы даже мысли не допускаете, что м.б. Иуда так искренне и глубоко покаялся, ему было так стыдно и гадко от своего предательства, что он пошел и удавился. что он сам себя не простил и убил себя, как заслуживающего самой страшной кары Господней?
неизвестно как бы на его месте поступили другие. это был его крест.

на личном примере Иисус учил что надо прощать. неужели он учил прощать, но не прощал Сам?
Иисус молился за Своих врагов и гонителей. когда Христа распяли, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
так может молиться только человек, не держащий зла на своих обидчиков - людей, которые Его распинали. Иуда тоже был среди тех, кто распял Иисуса, ведь он предал Христа.

вот мы все говорим что надо прощать людей, даже если они не каятся и не осознают ошибок. просто прощать ибо немощны люди, больны, не ведают что творят.

скажите, а есть Евангелие от Иуды, которое не вошло в Новый Завет?
Аааа.. воот это откуда.
Вот наснимают фильмов всяких-разных сказочных, а потом начинается раздрай в умах...

Дорогая Люблю его, Вы хоть успеваете читать что Вас рекомендуют, либо только вопросы задавать? :lol:

Читайте есчо:
https://www.pravoslavie.ru/arhiv/35660.htm
https://www.pravoslavie.ru/arhiv/34570.htm
Люблю Его
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 11:13
Откуда: СССР

Сообщение Люблю Его »

 
Мара писал(а):Дорогая Люблю его, Вы хоть успеваете читать что Вас рекомендуют, либо только вопросы задавать? :lol:
Дорогая Мара, в процессе чтения задаю вопросы :)
или это не приветствуется? 8)
Александр Валентинович
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 3719
Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович »

 
Если бы Иуда искренне раскаялся, то у него не возникало бы желания более идти против Бога (кстати, Иисус есть совершенный Бог и совершенный Человек, в одном Лице), и никогда бы Иуда не лишил себя жизни, т.к. жизнь есть дар Божий, который все люди должны сохранить и приумножить! Лишив себя жизни он таким образом этот дар отверг.Потому что он Бога испугался, испугался мелочно, он не доверял милости Божией, которая могла бы его простить и принять. Т.е. у него и веры не было, и раскаяния. И смирения тоже не было, т.к. он решил все сам, думая, что он может что-то доброе решить без Бога. Посмотрите на благоразумного разбойника! Тот был в более отчаянной ситуации, и получил все, потому что раскаялся, смирился. Да и апостол Петр предал Христа, однако повел себя не так, как Иуда. Так что дело не в том, что Иисус Христос простил, ведь Он всех простил, но Иуда, как уже выше было сказано, не принял прощения, т.е. опять против Христа пошел.
Сестра Лю
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 675
Зарегистрирован: 25 май 2010, 00:23
Откуда: Москва

Сообщение Сестра Лю »

 
Люблю Его писал(а):Уважаемые Сирень и Сестра Лю,
а вы даже мысли не допускаете, что м.б. Иуда так искренне и глубоко покаялся, ему было так стыдно и гадко от своего предательства, что он пошел и удавился. что он сам себя не простил и убил себя, как заслуживающего самой страшной кары Господней?
Другими словами это называется отчаянье и неверие в милосердие Божие. Ни он себе жизнь давал и не ему эту жизнь уничтожать. Человек должен вернуть свою жизнь Богу, как виновнику его жизни и не просто вернуть, а принести ее на суд Божий. Иуда струсил , боясь именно суда и Божьего и людского. Его смерть, это малодушие, ибо покаяние ищет прощения, а значит встречи с тем, кого оскорбил. Помните Адама? Когда он согрешил и услышал, что Бог идет по Эдему, то что он сделал? Адам спрятался в кусты, ему стало страшно, что Он виноват перед Богом. Так и Иуда испугался, как он теперь предстанет пред Богом, ведь он повинен в Его смерти и тогда он решил спрятаться в "кусты", т.е. в смерть, чтобы не отвечать за свою подлость, а сказать Христу: Вот, я сам себя наказал и Ты меня уже не наказывай.
неизвестно как бы на его месте поступили другие. это был его крест.
У разбойников тоже был крест. Но один разбойник на своем кресте спасся, а другой погиб, хотя условия для спасения у обоих разбойников были одинаковые.
на личном примере Иисус учил что надо прощать. неужели он учил прощать, но не прощал Сам?
Читайте внимательно, что написано в Евангелие. Везде перед прощением покаяние идет. Ибо, кто не кается, тот и не нуждается в прощении.
Представьте себе житейскую ситуацию. Вы поссорились с подругой, она вас обидела, но сама она не считает, что обидела вас, напротив, она думает, что права на все 100%. Прошло 2 дня, вы успокоились и говорите ей: "Я тебя простила, давай снова дружить". Что скажет вам подруга? Она, наверное скажет: "А я собственно не нуждаюсь в твоем прощении, я тебя не обижала, и твои одолжения мне ненужны, оставь их себе!" Конечно можно было б изначально не обижаться на хамство, а сразу прощать его. Но это называется не прощением, а попустительством злу. А теперь представьте, что с этим вечно прощаемым и не кающимся хамом вам надлежит жить в вечности. (Это я к тому, что Бог будет пребывать в вечности с теми людьми , которых Он простит за их грехи перед Ним.) Разве это рай будет? Нераскаянное хамство и в рай войдет, если его взять и просто простить.
Иисус молился за Своих врагов и гонителей. когда Христа распяли, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
И мы молимся о врагах наших, просим, чтобы Бог простил их за то, что они сделали против нас. И дальше всё! Дальше только Бог решает, кого прощать.. Скорее всего это будет зависеть от них самих - будут или не будут они иметь покаяние.
так может молиться только человек, не держащий зла на своих обидчиков - людей, которые Его распинали. Иуда тоже был среди тех, кто распял Иисуса, ведь он предал Христа.
Во-первых, Христос Богочеловек и воплощенный Бог, во-вторых, я не знаю ни кого из распинателей Христа, чтобы они не покаялись, а были прощены Богом. Ну, нету в Евангелии ни одного такого примера.
вот мы все говорим, что надо прощать людей, даже если они не каятся и не осознают ошибок. просто прощать ибо немощны люди, больны, не ведают что творят.
Это прощение нужно нам, а не им, они в нем не нуждаются, они его не просят, если не каются.
скажите, а есть Евангелие от Иуды, которое не вошло в Новый Завет?
Евангелие от Иуды, это подделка, вредный апокриф, поэтому в Новый Завет оно не может войти по определению.
Петличка
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 1268
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 17:11
Пол: женский
Откуда: ЗВО

Сообщение Петличка »

 
Люблю Его писал(а):а если, например, и родственники умерли. и никого близкого нет?..

Люблю Его, есть хорошая книжка Алексея Ильича Осипова "Посмертная жизнь". Там очень хорошо всё написано, со ссылками на Священное Писание и творения святых отцов.
Петличка
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 1268
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 17:11
Пол: женский
Откуда: ЗВО

Сообщение Петличка »

 
Сестра Лю писал(а):Евангелие от Иуды, это подделка, вредный апокриф, поэтому в Новый Завет оно не может войти по определению.
Поддерживаю Сестру Лю.
Мара
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 5887
Зарегистрирован: 12 апр 2009, 07:17
Откуда: Столица нашей Родины

Сообщение Мара »

 
Люблю Его писал(а): Дорогая Мара, в процессе чтения задаю вопросы :)
или это не приветствуется? 8)
Очень бы Вам посоветовала сначала зачитать все, что Вам рекомендовали, затем то, на что будут ссылки в рекомендованной литературе, потом то, что захочется из духовного. У Вас действительно отпадет львиная доля вопросов. Понимаете, в кратком формате форума невозможно полно и точно осветить большинство духовных вопросов. Лучше читать первоисточники, а также книги уважаемых авторов.

Кстати, также рекомендовала бы Вам книги д. Андрея Кураева (их несколько), пусть там есть и повторы в разных книгах.
По поводу сравнения эзотерики и христианства у него есть двухтомник "Сатанизм для интеллигенции", то же бы рекомендовала, раз уж были вопросы про переселение душ. Правда, книга эта может быть сложновата, мой муж, например, не осилил.
Сестра Лю
Свой человек
Свой человек
Сообщения: 675
Зарегистрирован: 25 май 2010, 00:23
Откуда: Москва

Сообщение Сестра Лю »

 
.
Надо же, на параллельном форуме тоже обсуждают тему о предательстве Иуды. И в частности, вот, что там пишут:
Светлана Геннадьевна писал(а):Скорей всего, не только и не столько жадность к деньгам привела Иуду к предательству. Учение Христово обличало его совесть, ведь помимо того, что он воровал деньги из общей кружки, есть еще сведения о том, что он жил как муж с женой своего отца. К сожалению, сейчас не вспомню источник этих сведений. Короче, совесть его обличала, а расстаться со своими страстями он не хотел. Вот и попытался заглушить голос совести, закрыв уста Учителя. Возможно, он надеялся, что Христос не даст Себя распять, и уйдет от врагов, как Он это делал не раз, возможно, скроется из страны. А вот когда убийство все-таки произошло, он и повесился, от отчаяния..
Постараюсь узнать у Светланы название упоминаемой книги, если она вспомнит, то напишу здесь. Самой интересно.
Сирень
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: 26 май 2010, 15:55
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Сирень »

 
Статья Александра Ткаченко

Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Ведь даже в предательстве должна быть определенная логика. А то, что сделал Иуда, настолько противоречиво и бессмысленно, что не укладывается даже в логику предательства. Впрочем, до определенного момента
его действия понятны.

Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?”

И тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей.

“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф. 27: 3-5).

Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?

История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники назад? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?


Все эти вопросы возникают оттого, что предательство – это тайна больной души. Предатель вынашивает в сердце свои преступные планы и тщательно скрывает их от окружающих. Иуда никому не открывал своих намерений до самой своей бесславной гибели. И о том, что происходило в его душе, Евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды. Евангелистам Иуда интересен только в связи с Крестной Жертвой Спасителя, но никак не сам по себе. Поэтому история падения Иуды навсегда останется тайной. Однако это тайна всегда волновала людей. Еще апостолы на Тайной Вечере, когда Господь предупредил, что один из них предаст Его, стали взволновано спрашивать каждый про себя самого: “Не я ли?” И каждый христианин, читая Евангелие, задается этим вопросом: “А я никогда не предавал Христа своими грехами?” К теме предательства обращались и древние христианские толкователи, но особенно часто она стала звучать в творчестве современных богословов и философов. Это неудивительно, потому что время сейчас “очень неверное”, предатели в чести, а верность не в моде.

Однако, поскольку об Иуде сказано в Евангелии очень немного, то и попытка осмыслить его предательство всегда требует реконструкции недостающих фактов с различной степенью вероятности. Такое толкование, конечно, не может претендовать на окончательность или однозначность, но некоторые сведения об Иуде, данные в Библии, могут пролить свет на его мрачную историю. И один важнейший факт, не зная которого невозможно понять внутренних побуждений Иуды, приводит в своем Евангелии апостол Иоанн.

Дело в том, что Иуда был – вор.


…И приобрящу собранная имения…

Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин.12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал.

Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:

“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения ( богатства)…”

Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. И он добился своего. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались кто куда. И вот тут возникает новый ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством.

Объяснить это можно по-разному. Совершенно очевидно только, что ни тридцать сребреников, ни собранное им ворованное сокровище больше не были для Иуды главной ценностью в жизни. Но что же могло обесценить в глазах вора состояние, которое он планомерно накапливал в течение трех лет? Ответ напрашивается сам собой. Дороже больших денег для вора и сребролюбца только… – очень большие деньги.


Царский казначей

Ученики признали в Христе – Мессию. Но так же, как все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самым сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. И все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели ближайшими помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства. Сребролюбивый Иуда, конечно, не был тут исключением.

Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.

Став вором, Иуда поначалу строил планы предательства Христа с целью приобретения собранных денег, как об этом поет Церковь. Но имя Христа становилось в среде народа Израилева все более славным. После небывалого чуда – воскрешения мертвого Лазаря – даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем – Мессию. Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами. После такого приема предавать будущего царя ради наворованных денег практичному и жадному Иуде стало просто невыгодно. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству.

И вдруг оказалось, что Христос не собирается царствовать. Израильская казна, до которой оставалась лишь пара шагов, вновь становилась для Иуды недосягаемой. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить ситуацию. И решение было принято.

А подсказал его предателю тот, кого Христос называл – “человекоубийцей от начала”. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого.


Совет сатаны

Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк.22:3-4).

В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?

Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.

Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.

В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.

И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!

Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его могут убить. Ведь в Иисусе, победившем первосвященников, была вся его надежда, все упование на будущее.

Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое
почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.


“…и во Мне не имеет ничего”

Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.

Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.

Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне Говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.

Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.


Бесславный конец

Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии… Но самой страшной потерей, наверное, было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Что, в сравнении с этим богатством, тот жалкий клад, который был накоплен вором и предателем за годы проповеди Христа? И, тем более, тридцать сребреников… Он и взял-то их лишь для того, чтобы не спугнуть первосвященников, чтобы они поверили в искренность его желания отдать им Учителя.

Все кончилось для Иуды, все, ради чего он жил, оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой дьявола. И когда в Евангелии мы читаем, что Иуда раскаялся, не нужно обманываться благородным звучанием этого слова.

Предатель оплакивал не Мессию, безвинно отданного им на смерть. Он оплакивал свою несостоявшуюся должность казначея Мессии, которую, как ему казалось, он сам у себя отнял, предав Христа на смерть. Эту потерю он пережить не смог. А на подлинное покаяние оказался неспособен.

Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами свт. Иоанна Златоуста:

“Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”
Ответить

Вернуться в «Вопросы о религиозной жизни»