olichka86 писал(а):Можно провокационный вопрос
Неужели Вы считаете, что мусульманину, атеисту и пр. ну никак невозможно наладить отношения с родителями таким вот путем, и неправославные или нецерковные люди просто обязаны всю жизнь копошиться в своих комплексах не находя выхода? (Провокация, уж простите! )
Меня приучил в последнее время мой крестный к тому, что когда я задаю ему такие вопрросы, он почти сразу перебивает меня и говорит: "Зачем ты эти мысли принимааешь? Зачем ты поднимаешь эти вопросы?" В том смысле, что зачем, ЕСЛИ МЫ ХРИСТИАНЕ, нам нужно тратить время на эти вопросы? Вот, Оличка, вы глубже в себя загляните и спросите: "ПОЧЕМУ вам ЛИЧНО нужно поставить себе этот вопрос и ответить на него?". Вы что - хотите посоветовать эту технику невоцерковленному человеку? если нет, то ЛИЧНО ВАМ- ХРИСТИАНКЕ - зачем на этот вопрос тратить время?!! Часто, когда мы начинаем их для себя разрешать (еще интресно. кто нам эти вопросы и мысли подкидывает?
, то можем опасно вдруг уйти в сторону и позволить себе то, что христианам непозволительно. бывает еще круче. Можно посмотреть на жизнь другого христианина и себе позволить то, что другому христианину, например, полезно, а нам - вредно. Вот неполезно мне думать о том, что в моей ситуации когда-то возможный второй брак мог бы быстрее привести меня к Богу. От лукавого эти мысли для меня, понимаете? А для кого-то, у кого семья разрушена, к тому же не по его вине, эти мысли нормальны и даже полезны. Еще пример. Если мирянин будет думать о том, что происходит в строгой монашеской келье, это ему во благо может быть. А если монах будет думать, что делается в супружеской спальне, это для него падение.
Мне нравится очень, что наш батюшка очень многие советы начинает именно со слов "ЕСЛИ МЫ ХРИСТИАНЕ, то должны... или не должны... если мы ХОТИМ СПАСАТЬСЯ, то... Если мы ХОТИМ бороться со страстями"... Понимаете, никто никого не неволит... Есть эти сободные "Если мы хотим... Если мы считаем себя христианами..."
Но если праздно все-таки порассуждать над вашими вопросы, то может и лучше нецерковным людям использовать психотехники, им это как миринянину, думающему о монастырской келье, во благо может пойти. А нам христианам увлекаться психологией, когда мы имеем путь духовной жизни, это, возможно, будет как монаху думать о супружеской спальне.
Моя дочка, например, слушает лирическую чувственную музыку, и она ей не вредит (чистому всё чисто!), а во мне эта музыка может вызвать ту чувственность и блудные воспоминания, от которых я теряю мирный дух и равновесие... Т.е. в духовной жизни, я часто на этом акцент делаю, важно смотреть, что тебя ведет на ПОНИЖЕНИЕ и потерю мирного духа, а что на ПОВЫШЕНИЕ. Ну занятия психотехниками меня, наверное, уже все-таки на понижение поведет. И тяжелый рок тоже.
Затем. Вот ЦЕЛЬ работы над улучшением отношений с родиетями у вас какая, Оличка? ЕСЛИ ВЫ ХРИСТИАНКА, то главная ОСНОВНАЯ цель нашей жизни это спасение, очищение себя, работа над страстями, приобретение смирения и любви, способности жертвовать, а не комфортное устройство своей земной жизни (хотя земной жизнью тоже надо заниматься, но в строгой иерархии). И на мой взгляд, НЕ СТОЛЬ ВАЖНО - в конце концов для настоящего христианина улучшаться ли когда-то эти отношения с родителями. Может Господь вам попустит до конца жизни так и не наладить отношения с родиетелями, чтобы вы до конца жизни все больше и больше через это смирялись, учились жертвовать. Я такие примеры в семьях духовных людей вижу. а если у вас ГЛАВНАЯ цель, чтоб было комфортно и хорошо по земной жизни. в том числе и с родителями, а не СПАСЕНИЕ, то вам РЕЗУЛЬТАТ хороших налаженных отношений очень важен будет. Понимаете, цели разные у христианина и нехристианина могут быть при налаживании отношений с родителями. А, значит, и техники тоже разные могут быть.
Я не ропщу, когда меня временами еще мучает блудная страсть, потому что она сильнее заставляет прижиматься меня к Богу. Он ближе ко мне тогда как никогда. За эту близость к Нему я наверное никогда не соглашусь до конца расстаться со своей уже придушенной, но все же блудной болезью. Вернее, с борьбой с ней. Утрирую для понятности немного, но это правда.
olichka86 писал(а):А еще "в пост в кино/театр/концерт и т.д. нельзя"...
Раньше театр и кино в пост меня не выбивали. теперь даже не в пост могут выбить. опять же смотреть надо - на понижение или повышение это вам будет. Моя дочь в пост и на дискотеке с учениками не выбивается. Хотя перед исповедью и причастием отказывается от нее. Сама уже смотрит по своему состоянию.
olichka86 писал(а): А если вернуться к началу темы,
Не совсем о том, как более содержательным отчетом все это сделать. Скорее о том, можно ли прийти туда, к аналою, и рассказать все как болит, а не все как положено? Раньше сколько пособий по исповеди не читала - везде написано, что не стоит. ....Да, но и здесь же тоже - про грехи, которые
мучат совесть
. А как же все-таки с теми, которые не мучат? Ну тюлень я толстокожий... не все меня мучит... Ну надо же честным быть - я и так столько притворялась...
Оличка, а вы ЕГО спросите, как лучше, Ему помолитесь и попросите, чтоб Он вразумил. Мне думается, что мы часто от безверия и вот этого отсутствия ощущения, что Бог в любой момент нас видит, слышит, понимает, читает наше сердце, мысли и желание лучше нас, начинаем от ума искать какие-то особые приемы и человеческие советы. А вы так и скажите Ему: "Ты же видишь, что я ничего не чувствую, помоги, вразуми... Неотступно молитесь Ему об этом..". Но при этом и не забывайте о том, а все ли вы делаете, чтобы начать чувствовать (из того, что вы знаете, что нужно обязательно делать каждый день)? Потому что ваш ропот, уныние и прочие нехорошие состояния как раз говорят, что не налажен у вас духовный распорядок, не должно быть этих состояний, с ними духовно бороться надо, преодолевать их...
Да мы многое не чувствуем еще. Меня мой крестный, ругая, что не всегда на важные дела беру благословение, спрашивает: "Ты вообще чувствуешь разницу, когда делаешь дело с благословения, а когда без него?". Честно - нет, не чувствую. А разве мы чувствуем, что еда становится вкуснее и полезнее, если помолились перед ней и поблагодарили Бога после? Я не чувствую. Но все равно долго уже молюсь и благодарю после еды. И если этого не сделаю, то уже некомфортно. А раньше было - никак. Когда-то я не особо чувствовала, если выходила из дома без молитвы оптинских старцев, сейчас очень нехорошо, если начинаю свои дела без нее. ЧУВСТВОВАНИЕ тоже ведь трудом приобретается, Богом как дар дается по молитве. Мы же не чувствем, что оскорбляем Христа и Богородицу, когда не приходим в храм к Ним на день рождения или другие памятные и важные дни Их жизни и Не ПРИЧАЩАЕМСЯ, чтобы соединиться с Ними?!! Попробовали бы мы к родителям не прийти поздравить их с днем рождения, здесь от их обиды мы-то и боль и свою неправоту ЧУВСТВУЕМ!
Оличка, а если к теоретическим грехам конкретно вернуться, вы попробуйте по-разному исповедоваться. И подробно в грехах, когда стыдно. И отдельно в грехе окаменелости и нечувствия. И устно, и письменно. Я чаще всего от письменной исповеди, например, переживаю посильнее покаянное чувство. Это моя может быть особенность на этом этапе. Когда батюшка читает по моей бумажке грехи, я в этот момент прошу от сердца прощение у Бога, я более собрана, прошу покаянного чувства, помощи, смирения. Больше на этом сосредоточена чувством, на стыде, а не на том, чтобы отбубнить грехи. Ведь главное это расположение и состояние твоего сердца при исповеди... Замечала, что это не зависит часто от степени подробности исповеданного греха... Ну в общем подробно наверное эти нюансы нельзя говорить, но все же... попробуйте и вы по-разному, со священником поговорите... Но только ведь не раз в год, а то с такими перерывами и до конца жизни не определитесь, как вам лучше исповедовать теоретические грехи!
а уж тем более как их начать чувствовать!