Спасибо за ответ, Встреча.у человека, который его задает, не хватает страха Божьего. Бойтесь, Оличка, чтобы Бог не попустил вам серьезного падения
Возвращаясь из Крыма, Н. оказалась в купе с обаятельной девушкой, студенткой; обе мгновенно прониклись взаимной симпатией, сообразили совместный ужин. Н. перекрестилась перед едой... и вдруг милая курносая мордашка неприязненно вытянулась: «Вы верующая?!
Дело объяснилось: ее старшая сестра несколько лет назад крестилась.
«Религия делает людей черствыми, – жарко уверяла девчушка, – вообще лишает их человеческого облика! Сидит целый день, закупорившись в душной комнате, и нависает над нами со своим молитвенником, как паук... Слезами исходила по Сербии, голодала из-за какого-то храма, ездит к многодетным, всем бросается помогать... Но я всё время знаю, чувствую как постоянный упрек: сама она всех несчастней! спит на досках, лишила себя любимого театра, само собой, кино и телевизора, не ест мяса, молока, яиц; прямо чувствую: душа её иссохла от обиды на весь мир за то что он не такой, как надо ей и ее Богу, ну и мы виноваты, мы тоже не такие! У-у, эти похоронные вздохи на меня глядя, молчание, полное порицания, хлопанье дверью, если включаем музыку; дышимтолько когда ее нет, хоть бы в монастырь что ли ушла. Ненавижу! Ой, не её, а то, что сделало её пугалом для всех!»...
Мрачное мировоззрение, грустно признать, совсем не редкость для нынешних православных. Вера становится тяжким бременем, поводом к самоистязанию, сплошным запретом: нельзя почитать «светскую» книгу, поужинать в ресторане, посмотреть зловредный телевизор. Часто жесткий аскетизм руководствуется подсознательным вполне языческим страхом: за всё надо платить, радость непременно обернется несчастьем, боженька накажет. Подросток устал за уроками, хочет погулять, а мама назидает: «в Евангелии не сказано, что нам положено отдыхать». Дочка просит красивое платье, а мама покупает нечто серо-бурое: «нам не пристало выделяться». Малышка тянется к мороженому, а папа: «нельзя, незачем гортанобесие развивать!».
Вот она - я - в период воцерковления, ну, может, не так ярко выраженно.Живет на свете Г., совершенно непроницаемая для критики и самокритики, каждое воскресенье исповедуется и причащается, считает этот «график» своим неукоснительным правом, гарантирующим систематическое поступление благодати. Закончила богословские курсы; духовник отговаривал, но она металлическим голосом возразила: «Ну уж в этом никак не могу с вами согласиться!». Г. целеустремленно управляет своей жизнью, решительно сметает все возможные препятствия, сходу отвергает все возражения; складывается впечатление, что в церковь она ходит, чтобы закрепить стабильность житейского благополучия и обезопасить себя на самом высоком, небесном уровне; она всегда настороже, в обороне, напряжена, снедаема внутренним мраком, т.е. находится в прелести.
Я задумалась. Может я неправа. Но в этих ваших словах увидела только проблемы от ВНЕШНЕГО воцерковления,которое и работает на гордыню. У меня частично так давно было. Так а зачем ВНЕШНЕ воцерковляться? и почему, чтобы не было ВНЕШНЕГо воцерковления, надо урезать себя в посте, поменьше ходить на службу и читать молитвенных правил? и еще в этих словах увидела расчет на СВОИ силы, а не на помощь Бога. Вот я была когда-то уверена, что есть вещи, которые я никогда в жизни не совершу (надеяние на себя и свои силы), вот мне их Господь и попустил - вы понимаете, о чем я говорю!!! а еще не увидела в этих ваших словах выше ничего, что для меня ПРЕЖДЕ ВСЕГО явлется постом - а это более пристальное внимание к себе, к своей невидимой брани, вылавливание причинно-следственных связей впадения в грех. Раньше по своей нечувственности я не замечала, не ощущала связи между греховным состоянием (потерей мира в душе) и постом, едой и т.д. Теперь это больше ощущаю и вижу. не думаю, что для обретения большей чувствительности и трезвения, надо поменьше молиться и поститься! Но МЕРУ свою с духовником надо искать.olichka86 писал(а):У меня складывается впечатление, что некоторым людям - мне в частности - активное воцерковление (пост, еженедельное посещение служб) противопоказано. Потому что оно начинает работать на гордыню.
А как ПОМНИТЬ о Богу и соблюдать заповеди, не осуждать и не досаждать без Божьей помощи СВОИМИ силами? А помощь -что от балды сама собой придет? Без молитвы, поста, церковных служб, Таинств, без тех техник, которые дают св.отцы (например, работы над памятью смертной)? Замкнутый круг получается!!! МЕРА опять же у каждого своя. и САМОЙ эту меру нежелательно определять. Я уж в свое время наопределялась - больше не хочу!!!olichka86 писал(а):Есть редкие, но очень меткие интервью со священниками, где они говорят очень мудрые и не совсем обычные вещи. Например, про молодежь в храме. Они не призывают их ходить на каждую службу, соблюдать все посты. Они призывают их помнить о Боге, жить по заповедям, "греха большого не сделать", "никого не осуждать, никому не досаждать" и по праздникам в церковь заглядывать.
Так и не все вообще к Христу пойдут и идут. И не всем христианство по душе и по жланиям, и по силам. но у нас разве они разговор?!!olichka86 писал(а):Остальные - не смогут - и не нужно.
Вы хорошо описали типичный младенческий этап новоначальных. да, можно в нем застрять намертво. но это, на мой взгляд, не значит, что это млпденчество не надо проходить. Просто от дури младенчества надо избавляться потом. От спасательства того же.olichka86 писал(а):Но в свою молодость - с 18 лет - я активно и абсолютно неверно "воцерковлялась". Вообще, мне кажется, склонный к зависимости - или слишком гордый - человек всегда воцерковляется неправильно, не так, как следует. Очень много на эту тему сейчас размышляю. Церковь здесь ни при чем, это внутренние психологические проблемы заставляют так все церковное интерпретировать. Церковность начинает работать на осуждение. "Я хожу - они (эдакие) не ходят. Я правильнее, чем они. Я лучше, чем они." Своя зависимость, склонность к спасательству и т.д. обрастает подходящими цитатами из Евангелия, поучениями св. отцов, местами из проповедей священников. Беда в том, что это может стать пуленепробиваемым.
А вот такой ход мыслей я считаю очень опасным - я его проходила. Вместо того, чтобы бороться с гордыней, превозношением, осуждением, тщеславием теми способами,которые даны в православной практике для этого (в том числе, пост и молитва), мы начинаем акцентировать на том, что не пост и молитва были их причинами,т.е. начинаем не только расслабляться в посте и молитве а даже наоборот, послабить их, чтоб якобы не гордиться. Мы не от поста и посещения храма прибавляем в гордыне, а не от ПРАИВЛЬНОГО пощения (не только еду имею в виду) и неправильной храмовой молитве (по неумению нашему, конечно), а прежде всего от ослабления духовной брани . извините, что коряво доношу свои мысли, и это, конечно, мой опыт. а вам лучше, повторюсь, с батюшкой об этом. И повторюсь, для меня пост как раз и есть более усиленная борьба со страстями, где ограничение и терпение в еде, сне, более усиленная молитва и большее посещение храма - подручные и очень необходимые средства. В них мы силу от Бога берем...olichka86 писал(а):Мне кажется, к моему падению меня привело именно это, а не то, что я не соблюдала посты и не ходила в храм. В храм я как раз ходила, и посты соблюдала...
Такое псевдосмирение и псевдоборьба с гордыней в этом может быть. Да и цитаты из рассказика вы хорошо подобрали, только лучше их наверное с духовником обсудить опять же! В общем, самое сложное избегать крайностей. моя любимая фраза "грех это доведенная до крайности добродетель". А глядя на эти рассказики-цитаты, на мой взгляд, достаточно убрать из своей жизни ПОКАЗУШНОСТЬ, спасательство, угрюмость, внешнее выражение атрибьутики церковной рядом с нецерковными и все может встать на свои места.olichka86 писал(а):Они не призывают их ходить на каждую службу, соблюдать все посты. Они призывают их помнить о Боге, жить по заповедям, "греха большого не сделать", "никого не осуждать, никому не досаждать" и по праздникам в церковь заглядывать. И еще они пишут, что активно в церкви могут остаться только девушка, которая, допустим, в хоре поет, или парень - алтарник. Остальные - не смогут - и не нужно.
Нет, конечно. Там тоже вовсе не об этом разговор.Так и не все вообще к Христу пойдут и идут. И не всем христианство по душе и по жланиям, и по силам. но у нас разве они разговор?!!
Да, Встреча, подыскиваю...Вот и вы может быть , Олечка, уже цитатки себе подыскиваете типа тех , что привели выш
Оличка, хочется с вами тоже над этим подумать и порассуждать. У меня в этом тоже большая проблема на работе. И дома у нас с мужем и дочерью такая же проблема со свекровью, которая сейчас живет с нами. Я, дочь и муж постимся и стараемся церковно жить. Муж спросил своего духовника: "как вести себя с матерью, которую раздражает, злят наши посты и т.д.". Муж спрашивал о конкретных случаях, а священник, мне думается, очень мудро неконкретно ответил: "Как вести? С ЛЮБОВЬЮ!!!". Вот он камертон - с ЛЮБОВЬЮ!!!olichka86 писал(а):Моя ситуация осложняется тем, что я живу с нецерковными. В родительской семье.
И как только начинаются походы в храм и посты - неизбежно ухудшаются отношения с родителями. Меня это убивает. ....
Потеря мира у меня в душе происходит не от еды... А от того, что мне приходится тайком голубцы не есть и бояться, что это заметят и будет ссора... В то время как на самом деле для меня неделя без сладкого в три раза тяжелее, чем весь Великий пост без мяса и молока, я их вообще не люблю...
Оличка, а может все-таки ухудшения отношений с родителями не в походах в храм и не в постах? Может в отношениях и без этого есть огромные бомбы и проблемы? Почему они так раздражаются и скандалят из-за походов в храм? Чем объясняют? Как-то слабо верится, что Бог попускает вам тяжелые отношения с родиетлями, чтобы вы не ходили в храм? А может для начала в храм на Литургию и всенощную среди недели ходить? И хотя бы чаще, чем раз в год. И совсем не обязательно ставить родиетелей об этом в известность. Наш батюшка говорит, что бывают ситуации. когда не надо скандалов, а надо тихонько под одеялом с фонариком, когда все спят, под одеялом молитвенные правила читать! У меня ощзущение, что вы больше причину ищите в родителях для того, чтобы не трудиться духовно как следует! Но может я неправа, простите тогда!olichka86 писал(а):И как только начинаются походы в храм и посты - неизбежно ухудшаются отношения с родителями. ...
А что такое - усыновление родителей?olichka86 писал(а):Но ведь с другой стороны - этот путь - усыновления родителей - открыт любому человеку независимо от воцерковленности и вероисповедания...
Оличка, а падение у вас, надеюсь, не в тяжкий грех было? потому что после тяжкого, смертного греха, знаю по опыту, духовное отупение и бесчувствие наступает. А главное, что еще страшнее, на мой взгляд, наступает сильная переакцентировка духовных истин, заповедей, поиски и объяснения какого-то СВОЕГО индивидуального пути, манипуляция строчками Евангелия и св.отцов, поиск под себя цитат из батюшек... На первый план выходят такие опасные мысли, что возможно мой путь - это дойти в грехе до самого дна, изваляться в нем по уши, чтобы оттолкнувшись уже от дна, быстрее пойти наверх и т.д. Это ж тоже из св.отцов берется и на себя удобно прикладывается.olichka86 писал(а): Уже было - мое падение. Вот после этого я и почувствовала, что не могу так больше. .
Своей лени я не отрицаю - ее вагон. Но, поверьте, Встреча, кроме нее есть проблемы. Я не на пустом месте это пишу - честное слово.У меня ощзущение, что вы больше причину ищите в родителях для того, чтобы не трудиться
Пока что технически сложно осуществимо: зимой в город с ребенком (1.3) (из поселка) очень трудно ехать. А в местных храмах по будням служат редко. А еще - родителей ставят в известность доброжелательные соседи: "А куда это твоя Оля с ребенком с утра пораньше понеслась?" ("Неужто в церковь? Ну и дура" - в уме). Один раз выбралась, называется...А может для начала в храм на Литургию и всенощную среди недели ходить? И хотя бы чаще, чем раз в год. И совсем не обязательно ставить родиетелей об этом в известность.
Огромных бомб - не вижу. Отношения - не очень. По моей вине. Но я пытаюсь это изменить и во всем практически могу договориться. Родители вообще - грех жаловаться, я серьезно. Налаживаю отношения. Вот тут про усыновление: https://www.realisti.ru/main/rodit/usino ... itelei.htmМожет в отношениях и без этого есть огромные бомбы и проблемы? Почему они так раздражаются и скандалят из-за походов в храм? Чем объясняют?
Купол, а где вы в ситуации Олички видите ПЕРЕСЫЩЕНИЕ и АКТИВНОСТЬ в духовной жизни? в чем это выражается на ваш взгляд? Какие 18 часов молитвы в день? Или 10-15 минут утренних правил и вечерних и глава Евангелия в день, и 1 раз в год Причастие - это перебор?kupol писал(а):Встреча, как раз недавно читала митрополита Сурожского "Учитесь молиться" и вот он пишет, что может наступить пересыщение от активной духовной жизни (если каждый день не читаем молитвенное правило и раз в неделю (ну или как благословит духовник) не бываем на Литургии, не участвуем ПОСТОЯННО в Таинствах, каждый день по главе Евангелия и 2 главы Апостолов и пр. , так какие после этого вопросы мы еще хотим разрешать в нашей жизни и КАКИМИ силами, с КАКИМИ мыслями и желаниями их разрешать?!! )...Поэтому, надо постепенно идти к Богу.
Какое ИЛИ-ИЛИ? Главная проблема, что нельзя быть немножечко православным - или-или! Это не значит, что 24 часа в сутки ты молишься и не радуешься обычным вещам, солнцу, природе. Это значит, что в центре твоей жизни и любых даже пустячных вопросов стоит Христос! И каждый со священником и иногда с более опытными духовными друзьями ищет свою МЕРУ в том богообщении каждый день для любого православного. Перебор так же опасен, как недобор. Но недобор значительно чаще встречается. Но есть и какие-то усредненные правила, с которых начинают все христиане и корректируют их под себя и свою жизнь со священником. Ничего сложного в этом нет. Часто есть наше нежелание по-настоящему трудиться. и огромное желание подвести под свою лень теоретическую "духовную" базу, применяя известных проповедников и св.отцов. Это, Оличка, я не о вас говорю. А себя хорошо уже изучила в этом вопросе.olichka86 писал(а):Сейчас у меня дилемма: заняться собственным ре-воцерковлением или налаживанием отношений с родителями. ....Поставила на первое место отношения с родителями. Могу сама себя тапками забросать - ведь без Бога - ни до порога...Но ведь с другой стороны - этот путь - усыновления родителей - открыт любому человеку независимо от воцерковленности и вероисповедания....
В том-то и дело, что это же не изначально было. Муж не крещен, первые 9 лет брака был очень далек и скептичен к церкви, вере и т.д. Был очень сложный путь его ОСОЗНАННОГО прихода к Богу, Крещению. Мы к этому его крещению, вере очень долго, без давления друг на друга шли. Мужчине вообще тяжелее прийти к вере, не имея воспитания церковного (они же не имеют такого размягченного сердца, как женщины, им мозгами дойти надо вначале, а у моего они вообще конструкторские). Об этом могу долго рассказывать, но у нас тема не об том. Свекр тоже не крещен, вообще на духу все разговоры о Боге просто за оскорбление считал (потом эту тему закрыли с ним напрочь), но связь и общение, и помощь друг другу стали с годами еще больше. Свекровь тоже далека. Мои родители так же атеисты. С папой при разговоре о Христе до скандалов жутких доходило. За 2 недели до смерти (это был наш последний разговор) папа мне позвонил и поздравил вдруг с ПАСХОЙ!!! (чего никогда не делал) и сказал, что после наших многолетних разговоров он считает, что я к истине ближе, что думает об этом ночами в последнее время. Кстати, мои родители, когда мне было лет 17-19, когда я тусовалась в компании "ищущих истину" взрослых мужчин, боялись не того, что меня соблазнят как юную девочку взрослые мужики, а что я вляпаюсь в религию, секту, мракобесие. Скандалы были жуткие. Так что, Купол, мне все это тоже знакомо!!! Хотя с годами ситуация со всеми родственниками стала сама по себе без нажима и особой какой-то моей "работы над родственниками" меняться! Надо было мне пораньше расслабиться и больше учиться и пытаться разговаривать на ИХ языке (часто языком обычной бытовой помощи им - сорняки вырвать , например, на грядке!). Кстати, Купол, мне свекровь тоже переодически какую-то кощунственную ахинею дарит, типа талисмана, как ваша мама. Но она же с добрыми НАМЕРЕНИЯМИ это делает. Попросите за нее у Бога прощение за это. Бог наш любящий Отец. Поговорите с Богом о маме своей, что она не понимает, что делает, помолитесь Ему (всю жизнь молитесь), чтоб Он вразумил ее. Я видела, когда по настойчивым молитвам чудеса с родственниками происходили! Все ж от нашего безверия, на свои хилые силенки надеемся!kupol писал(а):Ваша семья вся воцерквлена и Вам проще жить духовной жизнью.
Так любой переест. Я как "духовную" та сказать усталость начинаю чувствовать, сразу иду что-то физически делать, хоть полы мыть. Вообще, как у монахов, надо наверное ПОСТОЯННО чередовать физический труд, молитву, обычные бытовые дела, работу, заботы о близких, помощь другим, отдых. Как и в мирской жизни - посидел у компа, иди в бассейн, нагрузи сердце тренировкой.kupol писал(а):А насчет пересыщения, наверное, больше к себе отнесла, т.к. утром помолилась, днем на работе слушаю духовные книги, псалмы, вечером - молюсь, читаю акафисты, Библию и периодически чувствую усталось от духовной пищи...