Мара писал(а):Nest писал(а):
Отрицаю ли я этим свободу воли? Я не отрицаю, но сомневаюсь в МЕРЕ доступной на практике конкретному человеку, для многих (мое личное наблюдение) эта мера стремится к 0, особенно когда дело касается любовной страсти.
Nest, Вы бы почитали святоотеческую литературу о свободе воли и ответственности человека за свой выбор. Мне кажется, тут у Вас перекос.
https://www.ioann.ru/?id=548&partid=18
Истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха.
(Ин. 8, 32, 34).
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
(Рим. 6, 16).
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти.
(Гал. 5, 13).
Где Дух Господень, там свобода.
(2 Кор. 3, 17).
Свобода – избавление от страстей.
Преподобный Исаия (†370).
И боярин в неволе у прихотей своих.
Божьи невольники счастливы.
Русские пословицы.
Не должно называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что они суть рабы чувственных страстей.
Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного.
Преподобный Антоний Великий (251-355).
Добрый, если и служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, и притом такой, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков.
Блаженный Августин (354-430).
Как птичке, попавшей в сеть, нет пользы от крыльев, так и тебе нет пользы от разума, если ты попал под власть злой похоти – ты в плену.
Тот истинно свободен, кто живет для Христа: он стоит выше всех бедствий. Если он сам не захочет себе сделать зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).
Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).
Будучи создан свободным и призван к свободе, не допускай себя раболепствовать нечистым страстям.
Преподобный Фалассий (VII век).
Мир дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек.
Свободен ли корыстолюбец? Не закован ли в золотые оковы? Свободен ли плотоугодник? Не связан ли, если не жестокими узами, то мягкими сетями? Свободен ли гордый и честолюбивый? Не прикован ли, не за руки и за ноги, но головою и сердцем, не прикован ли к своему собственному истукану?
Кто не живет истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Он или бывает жертвой тварей, работая, вместо Бога, богатству, боготворя чрево, или напротив поставляет себя идолом и требует себе в жертву всего, что земля производит.
Что сказать о свободе людей, которые хотя не в рабстве ни у кого, но покорены чувственности, обладаемы страстью, одержимы злой привычкой? Наблюдение над людьми и над обществами показывает, что люди, более попустившие себя в это внутреннее рабство — в рабство грехам, страстям, порокам, — чаще других являются ревнителями внешней свободы, — сколько возможно расширенной свободы — в обществе человеческом пред законом и властью. Но расширение внешней свободы будет ли способствовать им к освобождению от рабства внутреннего? Нет причины так думать. В ком чувственность, страсть, порок уже получили преобладание, тот, по отдалении преград, противопоставляемых порочным действиям законом и властью, конечно, неудержимее прежнего предастся удовлетворению страстей и внешней свободой воспользуется только для того, чтобы глубже погружаться во внутреннее рабство.
Кто требует от тебя, чтобы ты расстался со свободой? Бог даровал тебе свободу, чтобы ты свободно сделал выбор между злом и добром, между тварью и Творцом, между собой и Богом. Если изберешь себя, тварь, зло – пойдешь в плен самолюбия, тварей, зла. Если изберешь и непрестанно будешь избирать добро, Бога и Его волю – не утратишь, а утвердишь и расширишь свою свободу.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
Где начинается неверие, там начинается жалкое низкое рабство и упадок духа; и напротив, где вера, там – величие, возвышенность, свобода духа.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Чистая и подлинная свобода – вовсе ни в чем не иметь нужды; и это, будучи выше естества человеческого, божественно. Вторая после нее свобода – иметь нужду в немногом, и это возможно и доступно людям.
Ничто не сильнее и не самовластнее добродетели. Она, делая явной суть событий, не дозволяет им посрамить ее, но, налагая всякую узду приличия, направляет и ведет, к чему ей угодно.
Преподобный Исидор Пелусиот (V век).
Благодать Божия не отнимает свободы, а только помогает исполнять заповеди Божии.
Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». – Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, или невоздержанно есть и пьянствовать, или злопамятствовать, насиловать и убивать, или другое что в этом роде – совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства.
Преподобный Силуан Афонский (1866-1938).