Православие все-таки второй брак признает. Это можно почерпнуть из интервью с диаконом Андреем Кураевым: «А что нравится западному обывателю в Православии? То, что
у нас можно второй раз жениться, ведь Католичество не признает второй брак, а
Православие признает. Это самая действенная причина, по которой тысячи европейцев переходят из Католичества в Православие».
https://www.otechestvo.org.ua/intervyu/20051/k1102.htm
Хотя Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и
допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, и нет вопрошений о свободе волеизъявления.
Из книги Протоиерея Иоанна Мейендорфа "Брак в Православии".
«Непрерывная каноническая и литургическая традиция Церкви утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости (I Кор 7, 9). Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой (так как даже церковное благословение не всегда может магически исправить ошибку человека)»
https://tmn.fio.ru/works/26x/302/9-4.htm
В случае измены, брака уже не существует. Он как единство исчез.
«Это единство умерщвлено, ему нанесена смертельная рана. Поэтому Церковь здесь вправе признать, что брака больше нет» (Протоиерей Владимир Воробьев)
https://www.ioann.ru/?id=350&partid=13
Поэтому вступая в брак даже с бывшим супругом, это все-таки вступление в новую жизнь и в новый брак.
У вопроса «Возможно ли счастье во втором браке?» помимо понимания, что счастье этого брака целиком и полностью зависит от обоих супругов, есть еще одна сторона.
Возникновение этого вопроса в собственных мыслях должно быть связано с пониманием того, к кому именно этот вопрос адресован. Применим ли он к себе лично или этот вопрос возник вследствие расставания, и проецируется на бывшего супруга. Здесь стоит честно признаться самому себе и в том числе спросить: «Желаю ли я искренне счастья тому, с кем я расстался?». На словах пожелание счастья обычно произносится легко, а ведь глубинно это бывает сделать очень трудно. Зачастую на этапе ухода супруга к Кому-то идет внутренняя борьба с самим собой и собственной гордыней. Наверное, здесь и выявляется истинность настоящей любви: искренне желать счастья ЛЮБИМОМУ человеку, пусть и не рядом с собой.
В этом желании счастья нет места обидам, осуждению, требованию, доказыванию, что правильно, а что – нет. Здесь истинность любви человеческой, а не собственническая позиция. Не убеждение, что кроме Меня Единственной, мой любимый не сможет быть счастлив ни с кем. Это испытание для проверки истинности любви, которое не каждому по плечу.
Мне нравится фраза Л.Н.Толстого: «Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается». Настоящая любовь внутри самого человека и она не исчерпает себя, даже если любимого человека не будет рядом. Печально лишь то, что с уходом, она становится похожим на дерево, которое больше не плодоносит, потому что плоды своей любви, в виде заботы, интереса, самопожертвования мы уже не можем дать любимому человеку. Эта любовь лишь может приносить плоды нам, в качестве совершенствования, духовного роста, появляется возможность задуматься над смыслом человеческой жизни, ее ценностями. В любви счастье любимого приравнивается к собственному счастью.
Любовь и обида – две не совместимые вещи, поэтому самым сложным при разводе является прощение супруга, тем более, если Он предпочел строить свое будущее счастье с кем-то другим. Почему прощение дается труднее всего? По словам отца Владимира Зелинского «потому что оно требует отказа от того, от чего человеку труднее всего отречься — от собственного лелеемого страдания».
Созданные после развода семьи – трудные, но счастье в них возможно. И примеров счастливых повторных браков достаточно много.