Здравствуйте всем.
Вот что говорит о браке и семье о любви в частности Митрополит Антоний Сурожский,
О браке и семье
Я хочу теперь сказать нечто о браке. Один из отцов церкви в древности уже сказал, что мир не мог бы стоять без Таинств, то есть без как бы непосредственного воздействия Божия и без преображения, которое это воздействие совершает над людьми. И что единственное Таинство которое сохранилось после отпадения человека от Бога и потери рая- это Таинство брака.
Что и в древности и вне христианского опыта брак является Таинством. В каком то смысле, конечно, не тем Таинством, каким он является в христианской церкви. Но Таинством в том смысле, что это момент, когда совершается нечто, что иначе по человеческим силам не могло бы совершиться. Это момент когда восстанавливается, сколько только это возможно, в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та цельность всечеловека, о которой говорится в начале книги Бытия. Это момент колоссальной важности. Это момент когда двое, потому что они полюбили друг друга, могут стать одной плотью. То есть не только физической плотью, но одной телесной реальностью, которая в себя включает разность и душевности и духовности. Я хочу это развить немножко.
В Ветхом завете мы читаем о том, как человек был создан всечеловеком и в нем по учению некоторых отцов не всех , далеко не всех – в нем заключалось все и женственное и мужское. И человек начал возрастать, зреть, созревать и пришел момент, когда в нем в одном человеке не могло бы уже совмещаться полнота и женского и мужского существа. И тогда Бог привел к нему всех животных с тем, чтобы он увидел, что в них есть два пола и чтобы он почувствовал, как сказано в Писании, что он единственный - одинокий. И когда он вдруг ощутил свое одиночество, Бог навел на него глубокий сон и разделил в нем мужское от женского, но разделил не так, чтобы не осталось ничего того или другого в каждом из них - в каждом из них осталось нечто от другого, которое давало ему возможность узнавать себя самого в другом существе. Он и она составляли одно. И когда Адам увидел перед собой Еву он воскликнул - «это кость от костей моих это плоть от плоти моей», иначе сказать- это Я. А вместе с этим это Я перед своими собственными глазами, но это было настолько Я, это настолько было единство двух, что они себя нагими не видели, они видели себя как единицу, как человека в двух особях. Позже, когда совершилось падение, они вдруг увидели себя нагими, то есть чужими друг другу. И вот с этого момента началась борьба о воссоединении. Влечение одного к другому, отчаянное слепое влечение, крик о том, что вернись ко мне, и это совершалось в брачной любви. В любви двух, которые, посмотрев друг на друга, узнавали как бы себя в другом и одновременно узнавали в другом то, что это не он в его собственной ограниченности, а он в новой полноте, в новой красоте, в новом смысле. И брак тогда совершался, то есть тайна этой встречи совершалась тогда в том, что они др друга видели и узнавали себя самих и вместе с этим не себя, а себя восполненными, полноту жизни которую могут иметь только друг со другом. И соединяясь они и телесно и душевно и духовно, делались опять таки сколько было возможно, и до сих пор сколько возможно в падшем мире- всечеловеком. Это изумительная тайна. Это полнота человека, которая является в двух особях. И поэтому отец церкви, о котором я упоминал, говорил о том, что это таинство, потому что теперь разделение, которое совершенно грехом, хоть бы отчасти, в значит мере, но в решающей мере - снимается. Они едины, они теперь едины. И это идет очень далеко. Я сейчас процитирую другого отца церкви, я сейчас немогу вспомнить его имени, который говорит нечто, что может многих смутить, изумить. Он говорит о том, что в брачном соединении мужчина и женщина соединяются, так что их единство можно сравнить только с тем единством, которое совершается между Христом и верующем, когда он приобщается Святых Таин. Вот мера, в которой один из отцов видел единство телесное между мужем и женой как как- бы полноту того единства которая уже достигнута душевно и духовно. И это значит, что муж и жена видят друг друга как самого себя, но как самого себя без тех теней, без того изуродования, которое каждый человек в себе может видеть. Это видения себя в той красоте и полноте, кот в себе самом ты не можешь видеть. И тогда они соединяются в то, что можно назвать словами Апостола Павла- малой церковью. Действительно - во Христе, в Боге благодатью Святого Духа они делаются единой плотью, единым существом и вместе с этим оставаясь неповторимыми единственными личностями. Они уже не индивидуум, то есть последний предел разделения то чего дальше делить нельзя, они сделались личностью, то есть лицом, подобно которому больше нет. И отношения мужа и жены в идеале, но к этому надо стремиться всем существом своим - это не жадность, это не желание обладать, это не хищничество- это благоговейное зрение и отдача себя другому и принятие другого в себя самого в любви, в созерцательной тайне любви. Это идеал брака. Конечно, в браке в падшем мире, действуют тоже другие силы. Бывает половое желание, бывает жадность, но бывает и то, что двое соединяются, потому что их соединяет та любовь, которая снимает все грани – они теперь стали единым. И когда рождается ребенок, этот ребенок не является плодом как бы хищничества, а плодом отдачи одного человека другому, одной половины - другому или другой.